- Подробности
- Родительская категория: Химия
Урок в 8 классе. (скачать урок .doc)>>>
На уроке используется бригадно-индивидуальная технология по методике ДПН – Суртаевой Н.Н.
Тема: Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций»
Тип урока – обобщающий урок
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении данной темы:
Задачи:
Образовательная: закрепить навыки учащихся в составленииформул веществ, в написании уравнений химических реакций, в определении типов химических реакций.
Развивающая: развитие умения учащихся работать в бригадах и индивидуально; совершенствование монологической речи, логического мышления, расширения химического словарного запаса.
Воспитывающая: воспитание комуникативности учащихся, способности работать в коллективе.
Учащиеся должны знать: определения понятия «степень окисления», алгоритм составления химических формул, закон сохранения массы веществ, алгоритм определения типа химических реакций, алгоритм уравнивания химических реакций.
Учащиеся должны уметь: определять степень окисления элементов в соединениях, составлять формулы веществ, определять типы химических реакций, писать уравнения реакций.
Ход урока.
1) Организационный момент
2) Информационный ввод
3) Повторение
Вопросы к повторению:
- Какие явления называются химическими?
- Каковы признаки химических реакций?
- Какие условия необходимы для проведения химических реакций?
- Когда и кем был открыт «Закон сохранения массы веществ».
- Приведите формулировку этого закона.
- Какие типы химических реакций вы знаете?
- Дайте их определение.
Учащиеся распределяются по рабочим бригадам состоящим из 4 человек. Для работы учащимся предлагаются 2 карты-инструкции и алгоритм поведения учащихся при работе по бригадно-индивидуальной технологии обучения.
Содержание карты – инструкции №1 одинаково для всех бригад. Индивидуальные карточки имеют различное содержание.
Алгоритм
поведения учащихся при работе по бригадно-индивидуальной технологии обучения
- Прочитайте содержание записей, сделанные в рабочей тетради в период информационного ввода темы учителем, используйте текст учебника.
- Получите карту-инструкцию №1, изучите ее, приступайте к самостоятельному выполнению заданий.
- Сверьте друг с другом правильность выполнения заданий, задайте друг другу вопросы, которые вызвали затруднения, попытайтесь совместно ответить на эти вопросы, при необходимости обращайтесь за консультацией к учителю.
- Выполните дополнительные задания, если есть неясные вопросы, еще раз обсудите их.
- Завершите работу над картой-инструкцией №1, переходите к индивидуальной работе по карте инструкции №2. Предварительно делайте запись в лист учета результатов деятельности учащихся в бригаде. Сдаете лист учета учителю.
- Закончив работу над индивидуальным заданием, сдаете его учителю.
Карта-инструкция №1:
Тема: Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций.
Источники информации: учебник, рабочий конспект, таблицы, алгоритмы.
Карточка, содержащая задания разной сложности.
Контрольные вопросы по теме.
Учащиеся начинают работать в группе по выполнению общего задания.
Цели:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме«Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций»
Закрепить навыки составления формул веществ, написания уравнений химических реакций, определения типа химических реакций
Учащиеся в бригадах получают карточку-задание
Попредложенной схеме написать уравнение реакции, определить тип реакции.
СОЛЯНАЯ КИСЛОТА + ГИДРОКСИД НАТРИЯ = ХЛОРИД НАТРИЯ + ВОДА
ГИДРОКСИД ЦИНКА = > ОКСИД ЦИНКА + ВОДА
ВОДОРОД + КИСЛОРОД = ВОДА
НАТРИЙ + ВОДА = ГИДРОКСИД НАТРИЯ + ВОДОРОД
Следующий уровень работы
По схеме написать уравнение реакции, расставить степени окисления элементов, определить тип химической реакции.
ГИДРОКСИД АЛЮМИНИЯ = > ОСИД АЛЮМИНИЯ + ВОДА
ХЛОРИД БАРИЯ + СУЛЬФАТ НАТРИЯ = ХЛОРИД НАТРИЯ + СУЛЬФАТ БАРИЯ
ОКСИД СЕРЫ (V1) + ВОДА = СЕРНАЯ КИСЛОТА
СУЛЬФАТ МЕДИ (11) + ЖЕЛЕЗО = МЕДЬ + СУЛЬФАТ ЖЕЛЕЗА (11)
Контрольные вопросы: 1. Какие реакции называются реакциями горения?
2. Какие реакции называются экзо – и эндотермическими?
3. Убедитесь, что в написанных уравнениях реакций соблюдается Закон сохранения массы веществ.
В процессе выполнения работы по карте №1 учащиеся работают индивидуально или совместно, обсуждая сложные вопросы. При необходимости обращаются за консультацией к учителю, используют все виды источников информации.
По мере выполнения заданий делаются записи в листе учета результатов работы в бригаде.
После завершения работы над картой-инструкцией №1 учащиеся сдают лист учета результатов работы в бригаде учителю.
ЛИСТ УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В БРИГАДЕ
№ ФИО учащихся |
Освоил, выполнил все задания |
Не освоил, не понял, выполнил не все задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следующий этап – индивидуальная работа с картой- инструкцией №2.
Карта – инструкция №2:
ЦЕЛЬ: Ориентируясь на знания, полученные при изучении темы, выполнить предложенные задания, продемонстрировать знания и умения по написанию уравнений реакций, по определению типов химических реакций,
Учащиеся получают индивидуальные карточки-задания.
Ответы оформляются на отдельных листах, которые учащиеся сдают учителю в конце урока.
Пример индивидуальной карточки-задания
По предложенной схеме написать уравнение реакции, расставить степени окисления элементов, определить тип реакции.
КРЕМНИЕВАЯ КИСЛОТА => ОКСИД КРЕМНИЯ (1V) + ВОДА
ОКСИД ФОСФОРА (V) + ОКСИД КАЛЬЦИЯ = ФОСФАТ КАЛЬЦИЯ
НАТРИЙ + ВОДА = ГИДРОКСИД НАТРИЯ + ВОДОРОД
ХЛОРИД МАГНИЯ + ГИДРОКСИД БАРИЯ = ХЛОРИД БАРИЯ + ГИДРОКСИД МАГНИЯ
Варианты алгоритмов, используемых учащимися при работе в бригадах по теме «Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций.»
Составление химических уравнений
Научитесь расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.
Коэффициенты в уравнениях химических реакций расставляют в соответствии с законом сохранения массы веществ.
Алгоритм
|
|
1. Запишите схему реакции. |
HgO → Hg + O2 |
2. Подсчитайте число атомов каждого химического элемента до и после реакции. |
HgO → Hg + O2 1 ат. 1 ат. 1 ат. 2 ат. |
3. Видим, что число атомов кислорода различно в левой и правой частях. |
Начинаем подбор коэффициентов |
4. Чтобы образовалось два атома О, должны разложиться 2 молекулы HgO. Выставляем перед формулой HgO коэффициент «2». |
2HgO → Hg + O2 2 ат. 2 ат. 1 ат. 2 ат. |
5. Ртути должно получиться 2 атома. Перед знаком Hg после реакции выставляем коэффициент «2». Вместо стрелочки ставим знак равенства. |
2HgO = 2Hg + O2↑
|
6. Проверяем число каждого химического элемента до и после реакции. Они должны быть равны (см.: Справка). |
2Hg до реакции и 2Hg после реакции. 2О до реакции и 2О после реакции |
Справка
Окончательная проверка проводится по числу атомов кислорода до и после реакции. Если они совпадают, то уравнение составлено правильно. |
Определение типа химических реакций по числу и составу соединений