Козлова Людмила Михайловна

учитель химии

образование:  высшее

педагогический стаж:  45 год

квалификационная категория:   первая

Персональная страница на www.school311spb.net

Урок в 9 классе.

 

Тема: Соединения щелочных металлов.

 

 

 

На уроке используется технология диалоговой взаимопомощи (по методике ДПН Суртаевой Н.Н.)

 

Тип урока: Изучение нового материала.

 

Цели урока:

 

Образовательная: дать представление об основных соединениях щелочных металлов, их нахождении в окружающей среде, физических и химических свойствах,

 

применении.

 

Развивающая: развитие умения учащихся работать в диалоговом режиме, совершенствование монологической речи, логического мышления, расширения химического словарного запаса.

 

Воспитывающая: Воспитание коммуникативности учащихся, способности работать в парах.

 

Задачи учащихся: усвоить материал темы по восьми дидактическим карточкам. Каждый учащийся готовит одну карточку и помогает остальным учащимся по своей карточки изучить тему.

 

 

 

Ход урока

 

 

 

1.Организационный момент

 

2.Вводная инструкция учителя

 

На каждом ряду по восемь вариантов, задействованы 24 человека.

 

Каждый ученик в определенный период времени, меняясь ролями, является  учеником и учителем. Но в то же время в каждый момент урока – это коллективная деятельность.

 

Ученик не только сам усваивает новый материал, но и помогает другим учащимся.

 

Ученики осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, по результатам которого ставят друг другу оценку на рабочем листе.

 

Контрольное задание учащиеся выполняют на обратной стороне рабочего листа и сдают учителю на контроль.

Урок содержит 4 этапа ........................

читать полностью>>>>>

 

 

 

Урок в 8 классе.                                               (скачать урок .doc)>>>

 

На уроке используется бригадно-индивидуальная технология по методике ДПН – Суртаевой Н.Н.

 

Тема: Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций»

 

Тип урока – обобщающий урок

 

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении данной темы:

 

Задачи:

 

Образовательная: закрепить навыки учащихся в составленииформул веществ, в написании уравнений химических реакций, в определении типов химических реакций.

 

Развивающая: развитие умения учащихся работать в бригадах и индивидуально; совершенствование монологической речи, логического мышления, расширения химического словарного запаса.

 

Воспитывающая: воспитание комуникативности учащихся, способности работать в коллективе.

 

Учащиеся должны знать: определения понятия «степень окисления», алгоритм составления химических формул, закон сохранения массы веществ, алгоритм определения типа химических реакций, алгоритм уравнивания химических реакций.

 

Учащиеся должны уметь: определять степень окисления элементов в соединениях, составлять формулы веществ, определять типы химических реакций, писать уравнения реакций.

 

Ход урока.

 

1)      Организационный момент

 

2)      Информационный ввод

 

3)      Повторение

 

Вопросы к повторению:

 

  1. Какие явления называются химическими?
  2. Каковы признаки химических реакций?
  3. Какие условия необходимы для проведения химических реакций?
  4. Когда и кем был открыт «Закон сохранения массы веществ».
  5. Приведите формулировку этого закона.
  6. Какие типы химических реакций вы знаете?
  7. Дайте их определение.

 

 

 

Учащиеся распределяются по рабочим бригадам состоящим из 4 человек. Для работы учащимся предлагаются 2 карты-инструкции и алгоритм поведения учащихся при работе по бригадно-индивидуальной технологии обучения.

 

Содержание карты – инструкции №1 одинаково для всех бригад. Индивидуальные карточки имеют различное содержание.

 

 

 

 

 

Алгоритм

 

поведения учащихся при работе по бригадно-индивидуальной технологии обучения

 

 

 

  1. Прочитайте содержание записей, сделанные в рабочей тетради в период информационного ввода темы учителем, используйте текст учебника.
  2. Получите карту-инструкцию №1, изучите ее, приступайте к самостоятельному выполнению заданий.
  3. Сверьте друг с другом правильность выполнения заданий, задайте друг другу вопросы, которые вызвали затруднения, попытайтесь совместно ответить на эти вопросы, при необходимости обращайтесь за консультацией к учителю.
  4. Выполните дополнительные задания, если есть неясные вопросы, еще раз обсудите их.
  5. Завершите работу над картой-инструкцией №1, переходите к индивидуальной работе по карте инструкции №2. Предварительно делайте запись в лист учета результатов деятельности учащихся в бригаде. Сдаете лист учета учителю.
  6. Закончив работу над индивидуальным заданием, сдаете его учителю.

 

 

 

Карта-инструкция №1:

 

Тема: Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций.

 

Источники информации: учебник, рабочий конспект, таблицы, алгоритмы.

 

Карточка, содержащая задания разной сложности.

 

Контрольные вопросы по теме.

 

 

 

Учащиеся начинают работать в группе по выполнению общего задания.

 

Цели:

 

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме«Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций»

 

Закрепить навыки составления формул веществ, написания уравнений химических реакций, определения типа химических реакций

 

Учащиеся в бригадах получают карточку-задание

 

 

 

Попредложенной схеме написать уравнение реакции, определить тип реакции.

 

 

 

СОЛЯНАЯ  КИСЛОТА + ГИДРОКСИД  НАТРИЯ = ХЛОРИД  НАТРИЯ + ВОДА

 

 

 

ГИДРОКСИД  ЦИНКА  = > ОКСИД  ЦИНКА   +  ВОДА

 

 

 

ВОДОРОД  +  КИСЛОРОД  =  ВОДА

 

 

 

НАТРИЙ  +  ВОДА  =  ГИДРОКСИД  НАТРИЯ  +  ВОДОРОД

 

 

 

 

 

Следующий уровень работы

 

По схеме написать уравнение реакции, расставить степени окисления элементов,       определить тип химической реакции.

 

 

 

ГИДРОКСИД  АЛЮМИНИЯ  = >   ОСИД  АЛЮМИНИЯ  +  ВОДА

 

 

 

ХЛОРИД  БАРИЯ  +  СУЛЬФАТ  НАТРИЯ  =  ХЛОРИД  НАТРИЯ  +  СУЛЬФАТ  БАРИЯ

 

 

 

ОКСИД  СЕРЫ (V1)  +  ВОДА  =  СЕРНАЯ  КИСЛОТА

 

 

 

СУЛЬФАТ  МЕДИ (11)  +  ЖЕЛЕЗО  =  МЕДЬ  +  СУЛЬФАТ  ЖЕЛЕЗА (11)

 

 

 

Контрольные вопросы: 1. Какие реакции называются реакциями горения?

 

2. Какие реакции называются экзо – и эндотермическими?

 

3. Убедитесь, что в написанных уравнениях реакций соблюдается Закон сохранения массы веществ.

 

 

 

В процессе выполнения работы по карте №1 учащиеся работают индивидуально или совместно, обсуждая сложные вопросы. При необходимости обращаются за консультацией к учителю, используют все виды источников информации.

 

По мере выполнения заданий делаются записи в листе учета результатов работы в бригаде.

 

После завершения работы над картой-инструкцией №1 учащиеся сдают лист учета результатов работы в бригаде учителю.

 

 

 

 

 

ЛИСТ  УЧЕТА  РЕЗУЛЬТАТОВ

 

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  В  БРИГАДЕ

 

№        ФИО учащихся

Освоил, выполнил все задания

Не освоил, не понял, выполнил не все задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующий этап – индивидуальная работа с картой- инструкцией №2.

 

Карта – инструкция №2:

 

ЦЕЛЬ: Ориентируясь на знания, полученные при изучении темы, выполнить предложенные задания, продемонстрировать знания и умения по написанию уравнений реакций, по определению типов химических реакций,

 

Учащиеся получают индивидуальные карточки-задания.

 

Ответы оформляются на отдельных листах, которые учащиеся сдают учителю в конце урока.

 

 

 

Пример индивидуальной карточки-задания

 

 

 

По предложенной схеме написать уравнение реакции, расставить   степени окисления  элементов, определить тип реакции.

 

 

 

КРЕМНИЕВАЯ  КИСЛОТА  =>   ОКСИД  КРЕМНИЯ (1V)  +  ВОДА

 

 

 

ОКСИД  ФОСФОРА  (V)  +  ОКСИД  КАЛЬЦИЯ  =  ФОСФАТ  КАЛЬЦИЯ

 

 

 

НАТРИЙ  +  ВОДА  =  ГИДРОКСИД  НАТРИЯ  +  ВОДОРОД

 

 

 

ХЛОРИД  МАГНИЯ  +  ГИДРОКСИД  БАРИЯ  =  ХЛОРИД  БАРИЯ  +  ГИДРОКСИД  МАГНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Варианты алгоритмов, используемых учащимися при работе в бригадах по теме «Изменения, происходящие с веществами. Типы химических реакций.»

 

 

 

Составление химических уравнений

 

Научитесь расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

 

Коэффициенты в уравнениях химических реакций расставляют в соответствии с законом сохранения массы веществ.

 

Алгоритм

 

1. Запишите схему реакции.

HgO → Hg + O2

2. Подсчитайте число атомов каждого химического элемента до и после реакции.

HgO → Hg + O2

1 ат. 1 ат.  1 ат.  2 ат.

3. Видим, что число атомов кислорода различно в левой и правой частях.

Начинаем подбор коэффициентов

4. Чтобы образовалось два атома О, должны разложиться 2 молекулы HgO. Выставляем перед формулой HgO коэффициент «2».

 

2HgO  → Hg + O2

2 ат. 2 ат.   1 ат.    2 ат.

5. Ртути должно получиться 2 атома. Перед знаком Hg после реакции выставляем коэффициент «2». Вместо стрелочки ставим знак равенства.

 

2HgO = 2Hg + O2

 

6. Проверяем число каждого химического элемента до и после реакции. Они должны быть равны (см.: Справка).

2Hg до реакции и 2Hg после реакции. 2О до реакции и 2О после реакции

 

Справка

 

Окончательная проверка проводится по числу атомов кислорода до и после реакции. Если они совпадают, то уравнение составлено правильно.

 

 

 

 

Определение типа химических реакций по числу и составу соединений

ТЕМА УРОКА : Обобщение знаний по теме «Углеводороды и их природные

источники»

Тип урока: Обобщающий урок.

Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Углеводороды и их

природные источники». Подготовить учащихся к контрольной работе.

 

Читать полностью>>>

 

1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от их порядкового (атомного) номера.
2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих химические свойства хлороводородной кислоты.

1. Простые и сложные вещества: различие в их составе. Основные классы неорганических соединений: примеры соединений, различие в их составе.
2. Задача. Вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе.

1. Строение атомов химических элементов. Состав атомного ядра. Строение электронных атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
2. Задача. Вычисление количества вещества одного из продуктов реакции, если известна масса исходного вещества.

1. Металлы: положение этих химических элементов в периодической системе, строение их атомов (на примере атомов натрия, магния, алюминия). Характерные физические свойства металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с кислородом, водой, кислотами.
2. Опыт. Получение и собирание кислорода. Доказательство наличия кислорода в сосуде.

1. Неметаллы: положение этих химических элементов в периодической системе, строение их атомов (на примере атомов хлора, кислорода, азота). Отличие физических свойств неметаллов от свойств металлов. Реакции неметаллов с простыми веществами: металлами, водородом, кислородом.
2. Задача. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества.

1. Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная; их сходство и различие. Типы кристаллических решеток. Примеры веществ с различными типами решеток.
2. Опыт. Получение и собирание аммиака.

1. Взаимосвязь между классами неорганических соединений: возможность получения одних веществ из других (примеры реакций).
2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа.

1. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; выделению или поглощению энергии; изменению степени окисления химических элементов. Примеры реакций различных типов.
2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих качественный состав предложенной соли, например сульфата меди(II).

1. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель (на примере двух реакций).
2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если для его получения взят раствор с определенной массовой долей (%) исходного вещества.

1. Реакции ионного обмена, условия их протекания до конца (на примере двух реакций). Отличие реакций ионного обмена от реакций окислительно-восстановительных.
2. Задача. Вычисление массовой доли (%) химического элемента в веществе, формула которого приведена.

1. Кислоты в свете представлений об электролитической диссоциации. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями (на примере хлороводородной кислоты).
2. Опыт. Выделение поваренной соли из ее смеси с речным песком.

1. Амфотерные гидроксиды, их химические свойства: взаимодействие с кислотами, щелочами, разложение при нагревании (на примере гидроксида цинка).
2. Опыт. Получение и собирание водорода. Доказательство наличия водорода в пробирке.

1. Щелочи в свете представлений об электролитической диссоциации. Химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями (на примере гидроксида натрия или гидроксида кальция).
2. Задача. Вычисление массы исходного вещества, если известно количество вещества одного из продуктов реакции.

1. Водород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, получение и применение.
2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа.

1. Вода: ее состав, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства воды: разложение, отношение к натрию, оксидам кальция, оксиду серы(IV). Основные загрязнители природной воды.
2. Опыт. Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей.

1. Сера: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома. Физические и химические свойства серы. Оксиды серы, их химические свойства.
2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих свойства гидроксида кальция.

1. Оксиды: их классификация и химические свойства (взаимодействие с водой, кислотами и щелочами).
2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ.

1. Углерод: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома. Алмаз. Графит. Оксиды углерода, их принадлежность к подклассам оксидов. Угольная кислота и ее соли.
2. Опыт. Распознавание раствора соли хлороводородной кислоты среди трех предложенных растворов.

1. Кальций: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома, физические свойства. Химические свойства кальция: взаимодействие с кислородом, водой, кислотами.
2. Задача. Вычисление количества вещества продукта реакции, если известна масса одного из исходных веществ.

1. Железо: положение этого химического элемента в периодической системе. Химические свойства железа: взаимодействие с серой, хлороводородной кислотой, растворами солей. Оксиды и гидроксиды железа.
2. Опыт. Распознавание среди трех предложенных веществ кислоты и щелочи.

1. Серная кислота, ее химические свойства в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями).
2. Получение и собирание углекислого газа. Доказательство наличия этого газа в сосуде.

1. Натрий: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома, физические свойства. Химические свойства натрия: взаимодействие с неметаллами, водой.
2. Опыт. Осуществление превращения: соль-> нерастворимое основание-> оксид металла.

1. Круговорот химических элементов в природе (на примере углерода или азота). Роль живых существ в круговороте химических элементов.
2. Задача. Вычисление объема газа, вступившего в реакцию, если известна масса одного из продуктов реакции.

1. Аммиак: состав молекулы, химическая связь в молекуле. Физические и химические свойства аммиака.
2. Опыт. Распознавание раствора соли серной кислоты среди трех предложенных растворов солей.

1. Источники химического загрязнения воздуха. Пагубные последствия химического загрязнения воздуха. Меры предупреждения химических загрязнений воздуха.
2. Задача. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества другого вещества.