Гончаренко Наталья Сергеевна

"Воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к богу"
 
 
Ян Амос Коменский - чешский педагог - гуманист

  

Конспект открытого урока по ОРКСЭ

Составила учитель ОРКСЭ ГБОУ СОШ №311

Гончаренко Наталья Сергеевна

Тема:  

Священные книги мировых религий.

 Священная книга мусульман - «Коран»

Главные цели:

- Формирование понятия священные книги, через ознакомление со священной книгой мусульман –«Коран»

-Формирование осознанного нравственного поведения через знакомства со священными книгами-источниками нравственности.

-Формирования навыка чтения сложных текстов и обогащения на этой основе языкового опыта учащихся и приёмов речи.

Задачи:

- Закрепить название пройденных  священных книг мировых религий.

- Введение новых понятий для изучения курса, усвоение новых терминов.

- Расширить представление о понятиях культура ,духовно-нравственные ценности, культурные традиции.

- Формировать навыки самостоятельной работы с текстом, умение анализировать и группировать информацию, слушать, обобщать ,сравнивать.

Ожидаемые результаты урока:

-Учащиеся познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут  использовать их в устной и письменной речи;

-Вспомнят названия пройденных священных текстов  мировых религий;

- Узнают, что такое Коран;

Основные термины и понятия: Веды, Типитака, Библия, Евангелие, Тора;

Оборудование : Компьютер, проектор.

Основные средства наглядности : презентация к уроку, викторина, работа с текстом по карточкам, притча.

 

 

Ход урока

 Учитель :  

Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш предмет «Основы мировых религий» . Мы с вами у же знаем что такое религия, какие религии называются мировыми, кто их основатели и на прошлом уроке познакомились с главными священными книгами религий мира.  Давайте откроим наши записи в тетрадях и вспомним, про какие книги мы говорили?

Ученики :

Веды - одни из древнейших текстов, которые считаются священными, были написаны в Индии.

Священная книга буддизма называется – Типитака, что означает  «Три корзины мудрости» .

Учитель:

Кто запомнил , на чем их записывали  ?  ( На пальмовых листьях)

Следующая Священная книга, с которой мы познакомились, называется ?

Ученики:

Танах, Тора – священная книга иудеев (еврейского народа)

Учитель:

А как же называется священная книга Христианства?

Ученики отвечают, учитель дополняет

 ( Библия , состоящая  из Ветхого завета, который пришел к нам от иудеев и назывался Пятикнижие (Тора) и Нового завета или Евангелие- в переводе Благая весть(которое рассказывает от лица Апостолов-учеников Ис.Христа ,от том что  Иисус-Сын Бога, что Он является Мессией, о том чему Христос учил людей.

Учитель:

А сейчас мы поведем небольшую викторину, после чего познакомимся с еще одной книгой мировой религии. На столах у вас лежать листочки. Выбрать викторину. Я называю вопрос, вы из предложенных ответов , выбираете на ваш взгляд , правильный и поднимаете руку.

ВИКТОРИНА

1)     Какой народ впервые поверил в Единого Бога?

Евреи           Африканцы        Индусы   Арабы

 

2)     Кому из перечисленных пророков были переданы Богом скрижали?

Петру          Моисею               Мухаммаду

 

3)     Кем, по своему собственному мнению, считал себя Мухаммад?

Сыном Бога         Пророком      Просветленным

 

4)     Какой город мусульмане считают священным?

Мекка             Иерусалим                 Казань

 

5)     Как переводится буддийское священное писание Типитака?

«Три корзины мудрости»       Завет        Веда

 

6)     Как, с греческого переводится «Евангелие (euaggelion) »?

«Благая весть»    «Богодухновенная книга»   Бытие

 

7)     Что всегда сопровождает православную службу?

Колокольный звон     Звучание органа     Хоровое песнопение

 8) Какие из перечисленных религий являются мировыми?

         Ислам           Буддизм       Язычество         Христианство

8)     На чем была написана священная книга буддизма «Типитака»?

На скрижалях            На бересте       На пальмовых листьях

 

9)     Священная книга Христианства называется?

Тора        Новый завет      Библия          Евангелие       Ветхий Завет

 

10)  Кто такой Иисус Христос ?

Просветленный       Пророк     Мессия     Сын Божий

 

Учитель:

Просмотр презентации: Священная книга «Коран»

А теперь возьмите лист, на котором написано слово Коран.

Сейчас мы будем работать с текстом. Ваша задача прочитать текст и заполнить  на втором листе пропущенные места в предложении.

Кто готов поднимает руку. Читаем текст  по колонкам, у кого что получилось. О чем это текс ? О Коране - священной книге мусульманского народа религии Ислам.

 

Коран

 

Это священная книга мусульман, представляющая собой собрание "божественных откровений", которые были "ниспосланы" пророку Мухаммеду.

Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».

 

Коран делится на 114 глав, называемых сурами. Каждая сура делится на аяты. Аят - это фраза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана рифмованной прозой, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог.

 

По распоряжению пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи, ткани. После  того как секретарь записывал Откровение, Пророк заставлял его еще раз прочитать аяты, настаивал, чтобы сподвижники заучивали Откровения наизусть, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные — фрагментарно.

 

В 651 году все аяты Корана в виде отдельных записей были собраны воедино. Полученный текст дошёл до наших дней в неизменном виде.

Коран для всех мусульман является главным источником вероучения.

 Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера.

 

 

 

1        _______________ - священная книга__________________, представляющая собой собрание "божественных откровений", которые были "ниспосланы" пророку ____________________.

Слово «Коран» происходит от арабского «______________________», «____________________».

 

 

2        Коран делится на ________ глав, называемых__________. Каждая сура делится на аяты. ____________ - это фраза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана ________________________________, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог.

 

 

3        По распоряжению пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались на _____________________________________________

_______________________________________________________ . После  того как секретарь записывал Откровение, Пророк заставлял его еще раз прочитать аяты, настаивал, чтобы сподвижники ___________________ Откровения ____________________, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные — фрагментарно.

 

 

4         В ________ году все аяты Корана в виде отдельных записей были _________________________________. Полученный текст дошёл до наших дней в ___________________________ виде.

 

5        

_____________________ для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит _____________________, ______________________, _______________________,повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера.

 

 

И в завершении нашего урока мы с вами почитаем притчу.

Читаем притчу и обсуждаем ее.

                                                           

 

 

 

 

 

 

                                                            Восточная притча

 

«Один старик жил вместе со своим внуком высоко в горах. Каждое утро дед читал священные книги. Внук старался быть похожим на него и во всём подражал дедушке. Однажды мальчик спросил: «Дедушка, я стараюсь читать священные книги так же, как и ты, но не понимаю их. Так какая польза в их чтении?»

    Дед, клавший  уголь в печь, остановился и ответил: « Возьми корзину для угля, спустись к реке, наполни её водой и принеси сюда». Мальчик старался выполнить поручение, но вся вода вытекала из корзины до того, как он успел вернуться домой. Рассмеявшись, дел сказал: « Попробуй идти быстрее». В этот раз мальчик бежал быстрее, однако корзина вновь оказалась пустой. Сказав деду, что невозможно принести воду в корзине, мальчик отправился за ведром.

     Дед возразил: Мне нужна корзина воды, а не ведро. Ты просто недостаточно стараешься». Мальчик снова набрал воды  в реке и побежал так быстро, как только мог. Но кода он увидел деда, корзина была пустой. «Видишь, дедушка, это бесполезно!»- подытожил выдохшийся внук. Так ты думаешь это бесполезно? Взгляни на корзину!»- ответил дед.

 Мальчик посмотрел на неё и увидел, что чёрная от угля корзина стала абсолютно чистой.

-Сынок, вот что происходит, когда ты читаешь священные книги. Они меняют тебя как внешне, так и внутренне».

 

Рефлексия:

Учитель:

Узнали ли вы что-то новое на уроке ?

- Задайте вопросы своим одноклассникам по теме сегодняшнего урока.

Ученики:

-Какие книги называются священными?

- С какими священными книгами вы уже познакомились?

- Как называется священная книга мусульман?

- Для чего верующие люди читают священные книги?

 

«Окно радости»

Оберег для дома

Считается, что привлекает в дом удачу, счастье, здоровье, успех, радость. Препятствует «проникновению» отрицательной энергии с улицы. Одновременно является хранителем древней культуры славян.

Традиционно оберег связывался с праздником Рождества. Целый год охраняло такое окошко дом и его обитателей, а в канун рождества его сжигали и делали новый оберег.

В некоторых поверьях считается, что этот домашний оберег делали осенью, после уборки зерновых. Но ведь раньше на Руси наступление Нового года праздновали осенью, так или иначе Окно радости связано с новогодним, неким рубежом.

Такое Окно делали, когда заканчивалась жатва, был собран урожай, или когда происходило особенно радостное событие в жизни семьи. Его делали из зерновых нового урожая, можно сделать из трав или мочала, плодовых веточек, льна, соломы, и- обязательно – красной нити, это обереговый цвет.

Сам оберег – очень лаконичен. Четыре связанных украшенных палочки и подвешенные к ним птицы-жаворонки и колокольчики. Птичек делают столько, сколько в человек в доме живет.

Подвешивать «Окно радости» положено у окошка или в дверях – чтоб через него проходил поток воздуха в дом и из дома.

Если же вы не слишком доверяете обереговым свойствам бытовой магии, то такая поделка послужит симпатичным фольклорным украшением дачи или квартиры. Станет оберег «Окно радости» и оригинальным подарком – своеобразной объемной открыткой с пожеланиями благополучия.     

Ещё считалось, что через это окошко в ваш дом входит свет, радость, счастье. А уходят ссоры, несчастья и горести, и зло не сможет проникнуть в дом – зацепится за один из углов.

Работа выполнена в технике прикладного творчества из природных материалов и ткани. Мне очень хотелось сделать мир лучше и подарить частицу радости в виде мой работы «Окна счастья».

С уважением, Вера Николаева ученица 2б класса 311 школы.

Школьная форма – прихоть или необходимость?

Эффективный учебный процесс – главная цель образования. И, как утверждают психологи, дресс-код играет важную роль на пути к достижению этой цели. Посредством школьной формы ребенок с детства начинает понимать, что строгий костюм – не просто одежда, а средство коммуникации.  

Основные преимущества ношения школьной формы:

  • дресс-код дисциплинирует, настраивает на учебный процесс;
  • при наличии эмблем и прочих обозначающих знаков школы на форме, каждый ученик чувствует себя частью коллектива;
  •  семей с разным материальным достатком.
  • одинаковая форма сглаживает социальное неравенство между учениками из
  •  

 К сожалению, проблема расслоения школьников на «богатых» и «бедных» существует в образовательных заведениях, и дресс-код как раз таки помогает ее устранить. Думаю, неплохо было бы последовать примеру Швеции в данном вопросе. Там учителям запрещено интересоваться, где работают родители их учеников. Это сделано для того, чтобы отношение ко всем школьникам было одинаковым.  

 

                                                 

«Уравниловка» в одежде губит индивидуальность?

 

Такое мнение высказывают противники ношения школьной формы. На самом деле все зависит от возраста. Все мы знаем, как в детстве хочется поскорее вырасти. Потому большинство младших школьников охотно следуют дресс-коду, ведь для них костюм – наряд, который носят взрослые.

Касательно подросткового возраста, да, в этот период ребенок хочет выделяться на фоне остальных. Убедить подростка придерживаться школьного этикета гораздо сложнее, нежели малыша. Тем не менее, «уравниловка» в одежде предоставляет возможность подчеркнуть свою особенность не красивым нарядом, а умственными способностями. К тому же современная школьная форма очень стильная. Зайдя на сайтTM Barbarris, я даже немножко позавидовала нынешним школьникам, настолько модные и оригинальные школьные костюмы шьют сейчас. Следует обратить внимание, что деловой костюм, каким является школьная форма, это не просто одежда – это средство коммуникации.

Строгие правила школьного костюма приучают будущих активных членов социума к деловому стилю, к опрятности, ответственности, организованности и внутренней культуре. Кроме всего эстетика формы призвана воспитывать вкусовые навыки школьников.

Единая школьная форма способствует сплочению учащихся, что стимулирует развитие контактов между субъектами воспитательного процесса.

Одним из средств влияния на становление выделенных личностных качеств является школьная форма. Поскольку с начала обучения в школе предусмотрено наличие единой школьной формы, то ученики должны соблюдать правила образовательного учреждения, следовательно, контролировать свои обязательства. Помимо этого, ученик должен следить за тем, чтобы форма всегда была в порядке, т.е. чистая, аккуратная.

Таким образом, очевидно, что школьная форма способствует формированию таких личностных качеств как организованность, ответственность, опрятность, прилежность, исполнительность, добросовестность.

В воспитании школьников центральным аспектом системы воспитательной работы выступает нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности и учатся следовать им в различных ситуациях. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы [1].

Нравственные представления дают школьнику возможность понимать, что хорошо, справедливо, оправданно, а что неправильно, недопустимо. Нравственные убеждения проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственных убеждений подрастающего поколения лежат общечеловеческие ценности, непреходящие  моральные нормы : честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Школьная форма как атрибут школьной жизни формирует моральный облик, т.е. не позволяет ученикам одеваться вычурно, вызывающе, подчеркивать свой материальный статус. Следовательно, школьная форма способствует формированию таких личностных качеств как такт, порядочность, чувство меры, достоинство, уважение к другим.

Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде, что является огромным фактором, предотвращающим расслоение детского коллектива на социальные группы, и дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу, что стимулирует процессы взаимодействия учеников.

Таким образом, школьная форма влияет на формирование социальной справедливости, коммуникабельности, общительности, активности.

Еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса – это формирование чувств. Без человеческих эмоций, как утверждали древние, нет, и не может быть человеческого искания истины. Все нужно пережить, особенно важное и значительное. Безразличного человека подвигнуть на самовоспитание, особенно если оно сопряжено с трудностями и лишениями, невозможно. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

 Многие педагоги, психологи, социологи и философы (Л.Н. Гумилева, В.А. Караковский, В.А. Коротов, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.) считают, что современная воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание чувства гордости за свою страну, патриотизма, формирование чувства национальной гордости. Данные установки формируются у школьников,  при наличии таких личностных качеств, как благожелательность, дружеские связи, чувство сопричастности коллективу, забота о ближнем, помощь окружающим. Единая школьная форма дает возможность осознания учащимися единства, желания поддерживать друг друга в трудную минуту.

Следует обратить внимание и на психолого-педагогический аспект вопроса. В силу возрастных особенностей (а для начальной школы особенно), ученику важно научиться понимать, что в школе он другой, чем привык быть дома. Единая форма в этом плане является замечательным механизмом психологического воздействия, отработанным на практике во многих странах мира. Школьная форма есть внешняя организация внутренней жизни ученика.

 

 

 

Подводя итог, можно сделать вывод: школьная форма является необходимым элементом в воспитательном процессе, т.к. способствует формированию нравственно-волевых качеств личности, стимулирует к обучению, развивает социальные функции (общение, коллективизм, корпоративность и др.), позволяет школьнику идентифицировать себя как члена классного и школьного коллектива, носителя его норм и ценностей. Школьная форма способствует коррекции таких негативных качеств личности, как неорганизованность, высокомерие, снобизм, неразвитый эстетический вкус.

 

 

 

 

Русский народ 

Настольная игра по правилам пожарной безопасности