Конспект урока «Публицистический стиль речи»

Тема: «Публицистический стиль речи».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Развитие речи.

Цель урока

Деятельностная: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления;

Содержательная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного  по алгоритму на основе текста, групповая работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Предметные задачи:

Знать особенности публицистического стиля

Уметь узнавать высказывания публицистического стиля.

Уметь анализировать тексты различных стилей, редактировать тексты.

Метапредметные задачи:

Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, развивать навыки работы в паре.

Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и составления текста.

Личностные:

Продолжить формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Прививать интерес и бережное отношение к литературному языку.

Технологии:

Здоровьесбережения, деятельностного подхода

Оборудование:

Раздаточные материалы для каждого учащегося: карточки с заданиями, тест, таблица «Стили речи»

Формы и методы диагностики метапредметных результатов:

1) оценивание учителем и самооценка сформированности УУД при работе с разными типами упражнений на этапе применение на практике знаний и умений;

2) самооценка на этапе подведения итогов;

3) наблюдение учителя за работой учеников в группе.

План урока:

1.Организационный момент. –1 минута.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. –5 минут.

3.Целеполагание и мотивация. Постановка проблемы –2 минуты.

5.Освоение нового материала –12 минут.

6.Физкультурная пауза. –1 минуты.

7.Применение на практике знаний и умений. –15 минут.

8.Рефлексия (подведение итогов урока). – 8 минуты.

9.Информация о домашнем задании. –1 минута.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к

уроку, выявление отсутствующих, организация внимания.

-Сегодня вам понадобится ручка, учебник. Писать будем на карточке №1.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

 

Метод.рекомендации: привлечение внимания к раздаточному материалу, с которым учащиеся будут работать на уроке

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

-Найдите на карточке задание №1. Прочитайте вслух.

-О каком понятии идёт речь?

-Какие слова помогли догадаться?

-Какие две группы стилей нам знакомы?

-Назовите книжные стили.

 

 

-Как отличить один стиль от другого?

 

 

 Читают.

 

 

-О стиле речи.

 

Ответы учеников.

 

-Книжный и разговорный.

-Научный, художественный, официально-деловой.

 Перечисляют  ряд особенностей для каждого стиля.

Регулятивные: умение применять знания в соответствии с целями задания;

Познавательные: обобщение и систематизация изученного ранее по теме «Стили речи»

 

Метод.рекомендации: повторение ранее изученного материала, который позже будет отражен в таблице.

3.Целеполагание и мотивация. Постановка проблемы

-Прочитайте  текст  из задания №1.

-Кто автор этих строк?

 

- Определите стиль речи данного отрывка.

 

 

 

-Для кого предназначен данный стиль?

 

 

 

-От слова «публика» образовалось название стиля. Назовите его.

-Какова же тема нашего урока?

Запишите на карточке №1.

-Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

-А какие задачи?

 

-Посмотрите, на доске цитата. Слова Аристотеля:«…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

-Исходя из этого высказывания, какие еще задачи поставим перед собой?

 

Читают.

 

-Владимир Мономах.

-Сложно, потому что изученные признаки не подходят. Значит, этот стиль мы не изучали.

- Предназначен стиль  для большого количества людей. Для выступлений перед публикой.

 

- Публицистический

 

 

 

 

 

-Познакомиться с новым стилем речи.

 

-Узнать особенности стиля; где используется;

 

 

 

 

 

 

-Научиться применять знания, самостоятельно их добывать, учиться общаться, слушать друг друга, работать вместе.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того что уже известно и того, что еще

неизвестно, формулирование целей деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Метод.рекомендации: на данном этапе важно, чтобы сами учащиеся определили цель и задачи урока. Перед учащимися ставится задача: определить стиль текста. И здесь возникает сложность, чтобы его определить,  требуются новые знания, которые  необходимо самостоятельно добыть и научиться применять на практике.

4.Освоение нового материала

-Сегодня вы будете добывать знания по новой теме сами. Вашими помощниками будут учебник, таблица и ваш сосед.

-Вам надо в паре заполнить таблицу недостающими сведениями (учеб. с.74, с.76)

-Помним, что надо отметить самое трудное задание *.

-На работу 12 минут. Приступайте.

-Какую графу не заполнить с помощью учебника? Почему?

-И здесь у вас есть помощник на карточке задание №2. (см.приложение)

-Выполните его, после впишите жанры в таблицу.

Проверка и обсуждение трудностей, возникших в ходе работы.

Самостоятельная работа  в парах. Заполнение таблицы.

(см.приложение)

 

 

С помощью учебника учащиеся смогут заполнить почти все графы, кроме графы «жанры».

 

 

 

 

-Жанры. Этого нет в учебнике.

 

 

 

 

 

Выполняют  задание.

 

 

Совместная  проверка с учителем.

Предметные:

Формирование у уч-ся деятельностных способностей и способности к систематизации изучаемого предметного содержания.

Метапредметные:

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: 

формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач.

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Метод.рекомендации: для выполнения задания детям понадобится изучить параграф учебника и всю информацию трансформировать в таблицу. Проверка  по образцу. Озвучиваем только самые трудные вопросы. Здесь важно поработать над такими словами: экспрессивная, оценочная лексика, злободневная тема, гражданская позиция.

5.Физкультурная пауза

-Немного передохнём.

Физ.минутку проводит заранее подготовленный ученик.

Коммуникативные: умение слушать и слышать своих товарищей.

6.Применение на практике знаний и умений

- Применим полученные знания на практике. Найдите задание №3.

Учитель выразительно читает отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная» «Учитесь говорить и писать!» (см.приложение)

Работа с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какими средствами языка автор воздействует на читателей?

 

 

 

 

-Итак, в публицистическом стиле мы встретим и книжные слова и разговорные в одном тексте. Это одна из основных особенностей стиля.

Автор никогда не остается равнодушным к тому, о чем говорит.

 

 

Учащиеся следят за чтением по тексту на карточке.

 

 

 

 

Учащиеся доказывают, что данный текст публицистического стиля. Называют основные черты стиля, жанр.

Основная цель текста: воздействие + сообщение.

Основные черты:

-призывность

-эмоциональность;

-актуальность;

-доходчивость;

Учащиеся приводят примеры из текста.

-побудительные и восклицательные предложения;

-риторические вопросы;

-слова книжной  лексики (обладает, моральный облик и т.д.) и слова разговорной лексики ( «плюется словами», нипочём, трус и т.д.)

 

 

Предметные:

Уметь определять стиль  речи, выделять опорные слова в тексте. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: формирование сознания того, что знание языка показатель важнейшей культуры человека.

 

Метод.рекомендации: при работе с текстом учащиеся активно пользуются составленной таблицей. Обязательно выясняются и осуждаются трудности, возникшие при выполнении задания.

7.Рефлексия (подведение итогов урока).

-А теперь у вас есть возможность проверить себя с помощью небольшого  теста.

Проверка осуществляется сразу после выполнения.

-Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока? Достигли поставленной цели?

-Что для себя лично вы унесете с сегодняшнего урока?

Выставление отметок за работу на уроке.

Учащиеся самостоятельно выполняют тест по теме (см.приложение).

 

 

Ответы учащихся

Предметные: производить самодиагностику результатов изученной темы.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формирование у уч-ся умений к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки.

 

Метод.рекомендации: после проверки теста разобрать все пункты, которые были выполнены неправильно. Выставление отметок зависит от активности учащихся, с учетом устной и письменной работы.

8.Информация о домашнем задании

-Предположите, какое домашнее задание у вас будет.

-Совершенно верно. Выучить новый теоретический материал и упражнение 193 (по аналогии классной работы: найти признаки стиля).

-Выучить теорию. И упражнение для закрепления темы.

Познавательные: умение находить информацию в таблицах, схемах, словарях.

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа.

Метод.рекомендации: важно задание озвучить до звонка. Желательно, чтобы это сделали сами дети. Сразу запись в дневник.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2008. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Малюшкин А.Б., Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 6 класс – М.:  творческий центр « Сфера», 2013;
  3. Русский язык. Краткий курс. 7 класс,Т. М. Воителева. Издательство: «Дрофа» 1997
  4. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская,
  5. С.И.Львова, Г.А.Богданова и др;  М: Просвещение, 2013
  6. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 7 класс». М.Разумовская, С.И.Львова,

В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2010 г

Издательский дом «Первое сентября»:

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

Методические материалы:

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

http://nsportal.ru/  Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Карточка№1___________________________________________________________

Задание 1

…………………………(от греч. stylos — палочка для письма) — это система  речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь...»

Задание 2

Соедините номера правого и левого столбцов, выбрав правильное определение жанров   публицистических текстов:

 

1. эссе

 

А) сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко выраженной авторской оценкой.

2. репортаж

Б) беседа в форме вопросов ответов с каким-нибудь лицом.

3. интервью

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых.

4. статья

Г) живой рассказ очевидца (участника какого-либо интересного события)

5. очерк

Д) прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному  вопросу

 

Задание 3

Учитесь говорить и писать!

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает! Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!

Вернейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по – настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

 (Отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная»).                                                       

Задание 4

                  Таблица для ответов на тест.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Карточка № 2

Тест по теме «Публицистический стиль речи»

1.      Выберите правильное определение.

А)    Публицистический стиль – это стиль, который  используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке.

Б)    Публицистический стиль – это стиль,  который обеспечивает образовательный процесс  в учебных заведениях.

В)    Публицистический стиль – это стиль,  который обслуживает  общественные отношения.

2.      Главная функция  публицистической  речи

А) сообщение                          Б) общение                          В) воздействие

3.      Какая характеристика соответствует публицистическому стилю 

А) Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация, сообщаются знания.

Б) Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

В) Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

Г) Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

4.      Отметьте основные стилистические черты публицистического стиля

А) злободневность и актуальность проблематики                  Б) достоверность информации

В) стандартная форма изложения                                             Г) призывность

Д)  безличность и абстрактность высказывания                      Е) образность, эмоциональность                       

5.      Публицистическому стилю соответствует:

А) отсутствие разговорной лексики                                 Б) использование торжественной лексики

В)  оценочная лексика                                                        Г) канцеляризмы

Д) частое употребление местоимений «мы», «наш»      Е)  неологизмы

6.      Отметьте жанры публицистического стиля речи

А) реферат, монография, диссертация, рецензия        Б) эпиграмма, рассказ, повесть, новелла

В) статья, очерк, репортаж, интервью                          Г) устав, инструкция, протокол, расписка

7.     Публицистический стиль используется:

А) в газетах, в журналах, на телевидении, на радио;

Б) научных статьях, в документах;

В) в устной речи с друзьями, в письмах к родственникам;

Г) в журналах, в беседах, в научных докладах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Научный

Публицистический

 

Официально-деловой

 

Художественный

 

Разговорный

 

Сфера

использования

 

Наука, техника,

образование

 

 (о/о)

Применяется в общественно-политической жизни: в средствах массовой  информации,

публичных выступлениях. (о/о)

Законодательство,

делопроизводство

 (о/о)

Искусство,

художественная литература

(о/о)

Повседневное общение

(н/о)

Основная

цель речи

 

 

 

Сообщение, фиксация

знаний

 (1-много)

 

Сообщение и

Воздействие, сформировать гражданскую позицию

 (1-много)

Сообщение (+объяснение)

констатация факта, установление административно-

правовых отношений

(1-много)

Воздействие на читателя, на его чувства и эмоции

 (1-много)

Установление межличностных контактов

 (1-1)

Характерные

черты стиля

 

 

 

Строгая логичность

изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность

На злободневную тему, высказывание яркое, страстное, призывное.

Ему присущи эмоциональность, оценочность.

Точность,

стандартизованность, отсутствие

средств выразительности

 

 

Образность, широкое

использование средств

др. стилей, средств

выразительности

 

Непринужденность,

минимальная забота о

форме изложения

мысли, особая роль

жестов, мимики,

интонации

Жанры

 

 

 

 

 

 

Монография,

диссертация, научная статья,  реферат,

доклад, курсовая работа

и др.

 

Очерк, статья, отзыв, заметка,

интервью, репортаж, эссе, выступление

по радио (телевидению), дискуссия и др.

Законодательные

документы (конституция, устав, кодекс),

деловые бумаги (приказ, протокол, договор,

справка и т.п.)

 

Роман, повесть,

рассказ, поэма, лирическое стихотворение

и т.д.

 

Бытовая беседа,

просьба, извинение,

комплимент и др.

 

 

Языковые

средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однозначные слова,

термины, абстрактная

лексика; причастия и

деепричастия, указатель-

ные и определительные

местоимения; вводные

конструкции, сложные и

простые осложненные

предложения, прямой

порядок слов; минимум

средств выразительности

(сравнение, реже мета-

фора)

Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная

лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения;

разнообразие средств

выразительности

Официальная и

канцелярская лексика

и фразеология, использование аббревиатур; преобладание

существительных над

глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции,

неопределенно-

личные и безличные

предложения

Возможно использова-

ние любых лексических

единиц (синонимы,

антонимы, архаизмы,

историзмы, простореч-

ные и разговорные

слова, диалектизмы и

др.); разнообразие

синтаксических

конструкций; широкое

употребление тропов и

стилистических фигур

Бытовая, разговорная и

просторечная лексика,

эмоционально-экспрес-

сивная лексика; обилие

частиц, вводных слов,

междометий; бессоюз-

ные, неполные предло-

жения

 

 

 

 

                   

 

Научный

Публицистический

Официально-деловой

Художественный

Разговорный

Сфера

использования

 

Наука, техника,

образование

 (о/о)

 

 

 

Законодательство,

делопроизводство

 (о/о)

Искусство,

художественная литература

(о/о)

Повседневное общение

(н/о)

Основная

цель речи

 

 

 

Сообщение, фиксация

знаний

 (1-много)

 

 

Сообщение (+объяснение)

констатация факта, установление административно-

правовых отношений

(1-много)

Воздействие на читателя, на его чувства и эмоции

 (1-много)

Установление межличностных контактов

 (1-1)

Характерные

черты стиля

 

 

 

Строгая логичность

изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность

 

Точность,

стандартизованность, отсутствие

средств выразительности

 

 

Образность, широкое

использование средств

др. стилей, средств

выразительности

 

Непринужденность,

минимальная забота о

форме изложения

мысли, особая роль

жестов, мимики,

интонации

Жанры

 

 

 

 

Монография,

диссертация, научная статья,  реферат,

доклад, курсовая работа

и др.

 

 

Законодательные

документы (конституция, устав, кодекс),

деловые бумаги (приказ, протокол, договор,

справка и т.п.)

 

Роман, повесть,

рассказ, поэма, лирическое стихотворение

и т.д.

 

Бытовая беседа,

просьба, извинение,

комплимент и др.

 

 

Языковые

средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однозначные слова,

термины, абстрактная

лексика; причастия и

деепричастия, указатель-

ные и определительные

местоимения; вводные

конструкции, сложные и

простые осложненные

предложения, прямой

порядок слов; минимум

средств выразительности

(сравнение, реже мета-

фора)

 

Официальная и

канцелярская лексика

и фразеология, ис-

пользование аббревиа-

тур; преобладание

существительных над

глаголами, стандарт-

ные обороты, страда-

тельные конструкции,

неопределенно-

личные и безличные

предложения

 

 

Возможно использова-

ние любых лексических

единиц (синонимы,

антонимы, архаизмы,

историзмы, простореч-

ные и разговорные

слова, диалектизмы и

др.); разнообразие

синтаксических

конструкций; широкое

употребление тропов и

стилистических фигур

Бытовая, разговорная и

просторечная лексика,

эмоционально-экспрес-

сивная лексика; обилие

частиц, вводных слов,

междометий; бессоюз-

ные, неполные предло-

жения