С 2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

 

Сочинение-рассуждение 1

 

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.

Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).

А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письма погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.

Сочинение-рассуждение 2

 

Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения .

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы

    о богатстве, выразительности, точности русской речи;

    о средствах выражения мыслей;

    о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

    о взаимосвязи лексики и грамматики;

    • Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

  • о роли синтаксиса в человеческом общении;

    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

    Шаг 3. Оформляем вступление

    Во вступлении необходимо:  сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней

    Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова

      действительно

      на самом деле

      не могу не согласиться с автором высказывания

      я полностью согласен с ...

      вынужден согласиться с ...

      я разделяю точку зрения автора высказывания

      я поддерживаю мнение автора

      бесспорно мнение автора о том, что ...

       

    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

    Можно применить цитирование, например:

    К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира

    Можно обойтись и без цитирования, например:

    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания

    или:

    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

    или:

    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

    Шаг 4. Пишем основную часть

    Основную часть можно начать следующими словами

      Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ...(называем фамилию автора текста)

      Обратимся к тексту русского писателя ...(фамилия автора текста)

      Докажем эту мысль на примерах из текста...

      Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

      Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

       

    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

      примеров должно быть 2;

    • примеры должны быть из указанного текста;

        Таким образом, ...

        Итак, ...

        Следовательно, ...

        В итоге можно прийти к такому выводу: ...

        В заключение можно сказать, что ...

        Мы убеждаемся в том, что ...

        Обобщая сказанное, ...

        Из этого следует, что ...  и т.д.

    • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

       

      При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

      В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

      Начать вывод можно следующими словами и фразами:

      Например:

      Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

      или:

      Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

       

      Общий план:

      1.Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

      2.Аргументация:

      а) аргумент-пример №1;

      б) аргумент-пример №2.

      3.Вывод.

      Каждую часть начинаем с красной строки, то есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

      !За отсутствие абзацев снимают баллы.

       

       

    Шаг 5. Пишем заключение.

     

 

 

 

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания