План – конспект внеурочного занятия «Я – житель Санкт-Петербурга»

Дата: 30.09.2019                  

№ урока по РП: 4-5 

Учитель: Яковлева Д.В.

Форма проведения занятия – виртуальная экскурсия.

Тема: Санкт-Петербург – город рек и каналов. Река Нева.

Цели  занятия:  - расширять и углублять первоначальные сведения о Неве как  главной реке  нашего города.

 

Задачи:

  • Познакомить учащихся с названием основных рек и каналов, протекающих по территории города.
  • Формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт – Петербурга (для любознательных: история названий рек и каналов в Санкт – Петербурге).
  • Развивать речь, мышление, наблюдательность, воображение, память учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

Будут знать значение слов: река, приток, устье реки, дельта реки, остров.

Метапредметные:

Регулятивные: - определять цель деятельности; - уметь принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своё действие  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные:  - строить речевое высказывание в устной форме; - анализировать, сравнивать объекты; - устанавливать причинно – следственные связи; - представлять информацию в разных формах (схема,  памятка).

Коммуникативные: - учиться излагать своё мнение, подтверждая его фактами; - учиться понимать мнения других людей; -

Личностные: - формировать познавательный интерес к новому материалу; - осознавать себя жителем Санкт – Петербурга, России; - формировать чувство гордости за свою страну.

 

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учающихся

Организационно-подготовительный

1 Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.  (река)

2 Лес на берегах стоит,

Под мостом она бежит,

И течет вода куда – то,

Догадались вы, ребята?

Умолчу ответ пока,

Под мостом течет… (река)

Отгадывают загадки

Актуализация знаний

Фронтальный опрос по теме    (Ребята, в каком городе нам с вами посчастливилось родиться и жить?

- А вы знаете, что каждый город имеет свое  неповторимое «лицо», свой характер, свойственную только ему атмосферу и настрой.  Как вы думаете, чем  удивителен и неповторим наш с вами город -  Санкт-Петербург? Почему, увидев его однажды, уже не забудешь никогда? Почему его не спутаешь ни с каким другим городом?

 

Отвечают на вопросы

Познавательная деятельность

Знакомство с расположение Невы в Санкт-Петербурге (Нева – река в России, протекающая по территории Ленинградской области и Санкт – Петербургу, соединяющая ладожское озеро с Невской губой Финского залива Балтийского моря.

Длина реки – 74 км. Нева – это единственная река, вытекающая из Ладожского озера. На берегах Невы расположены 4 города: Шлиссельбург, Кировск, Отрадное, Санкт – Петербург и несколько десятков других населенных пунктов.)

Знакомство с историей происхождения названия реки (Нет единого мнения о происхождении названия реки. Одни ученые полагают, что «не» значит новая, а «ва» - вода. Другие переводят это название по – другому: «текущая среди болот» Нева – от финского слова «болото» - глубокое.).

Знакомит с такими понятиями, как устье, дельта, остров. (Устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку.

(Дельта – устье большой реки с его разветвлениями на отдельные рукава и прилегающая к нему часть суши. Город Санкт – Петербург располагается на островах дельты Невы (на 1972 г. – 42 острова)

Остров – участок суши, со всех сторон окруженный водой.)

Предлагает

Слушают

физкультминутка

 

 

Подведение итогов

Чтение стихотворения М. Борисовой

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка

Знаменитая река:

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

И в трубе водопроводной

Тоже плещется Нева.

Беседа по содержанию стихотворения.

- Почему Нева – труженица? ( По ней плывут с грузами различные суда,  по ночам разводят мосты, чтобы проплывали большие корабли из Ладожского озера в Финский залив. С весны до осени Нева несет на своих плечах грузы.).

- Почему гранитные набережные «будут стоять века»? (Гранит – прочный камень).

- Как Нева «поит» город (жилые и общественные здания, заводы, фабрики)?

- Какие правила должны соблюдать жители города при использовании водопровода?

- Почему необходимо бережно относиться к воде?

 

Предлагает нарисовать главную реку Санкт-Петербурга

 

 

Слушают, обсуждают услышанное, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рисуют

Рефлексия

Предлагает составить устный рассказ о главной реке Санкт-Петербурга.

Предлагает просмотреть видео «водная феерия»

Составляют рассказ

 

 

 

Смотрят видео