ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ СТАНДАРТА ФГОС

   УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                И.А. ВАСИЛЬЕВА

 

 

В новых стандартах ФГОС обозначена важность формирования мира нравственных ценностей и инновационный характер обучения младших школьников. Это предполагает деятельное участие, объединение усилий всех участников процесса обучения. Школьники более не являются простыми исполнителями заданных действий, предполагается тесное сотрудничество. Роль педагога становится организующей, технологичной. Не удивительно, что выбор падает на проектную деятельность. Особенно во внеклассной работе.

В нашей гимназии, в воспитательной работе особо выделены темы преемственности поколений, исторической памяти, семейных ценностей. Проект «На фоне Пушкина снимается семейство» гармонично вписан в систему работы. Имя Пушкина выбрано не случайно: старшие дети поэта учились в Гимназии. Проект побуждал к совместному действию классного руководителя, родителей и учеников. Примечательно, что дети второклассники. В первом классе состоялся первый этап становления коллектива, со знакомством, с усвоением правил жизни в классе, правила общения. Второй класс преподал нам урок деятельного взаимодействия ребенка, его семьи и учителя.
Цель данного проекта заключалась в организации культурного досуга семьи в выходные дни, в побуждении к познавательной деятельности, обмену информации, в создании творческого отчета.
Поэтому был выбран творческий вид проекта, поскольку последний предполагает свободный, нетрадиционный подход к оформлению результатов. По комплексности (предметно-содержательная область) он является монопроектом, поскольку посвящен одной теме: места Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанные  с именем Пушкина. По затратам это кратковременный проект, длившийся чуть более месяца. Начало работы началось с постановки целей, задач, основного замысла и определения формы конечного продукта. Далее начались консультации и выдача рекомендаций будущим авторам.
Мы рассмотрели адреса путешествий по городу. Разбились на группы по интересам. Это  стало возможным после обсуждения маршрутов в семьях. Возник план изучения объектов:
1 Истоки жизни поэта связаны с няней. Мы отправились в Кобрино всем классом с родителями. Там семьи были мотивированны на продолжение путешествий. Были сделаны фотографии дома, быта, родителей и детей. Нам стали понятны народные истоки творчества поэта. В сочинениях получили отражение картины быта, незамысловатая утварь, чистота, уют, бережное отношение к миру детства. Строки сочинений легли в основу отчета по поездке.
2 Лицейские годы привлекли другую группу семей. Были сделаны фотографии в стенах учебного заведения. Всеми отмечен возвышенный дух, состязательность талантов Лицейского братства. В своих отзывах, отчетах родители благодарили за задание, заставившее собраться всю семью вместе. И столько освежить в памяти, столько узнать нового!
3 Зрелые годы поэта связаны с Мойкой д. 12 и литературным кафе Беранже. Отчеты, как репортажи с места события пестрели фотографиями, изображениями музейных экспонатов, портретами, стихами.
4 Черная речка – это одноименная станция метро с бюстом и место разыгравшейся трагедии. И горе и величие духа одновременно. Оборвалась жизнь таланта, как наказание слепой и жестокой жизни.
Группа возложила цветы в вестибюле метро и у обелиска.
5 Ещё одна группа семей изучила улицы, носящие имя поэта и его памятники. Семейные фото у зданий и монументов собрали многих домочадцев. Отчеты заставили задуматься, как много мест в нашем городе связаны с памятью поэта  и преображены его именем.
Материалы выбирались, редактировались, соединялись в отчетное выступление перед параллелью вторых классов. Всплеск интереса к литературному творчеству поэта был закреплен дополнительными уроками по внеклассному чтению, домашним семейным чтением, созданием выставки книг.
А в ней были собраны семейные реликвии, даже пережившие блокаду. Эти книги читали несколько поколений. Дети рассказывали о них, их представляли, приобщались к истории семьи.
По мере сбора материала, возникла идея, включить в число объектов для посещения. библиотеку им. А.С.Пушкина
Были изучены возможности библиотеки и решено провести подготовку к викторине по Пушкиниане, побывать в отделе редкой книги и там изучить тематику издательств, рассмотреть экспонаты библиотечного музея, изучить родословную поэта, познакомиться с «двойником» Пушкина, являющегося хранителем экспонатов и литературных сокровищ.
Мы были второклассниками и показалось уместным, включить в проект элементы прикладного творчества. По итогам поездок, викторины, чтения, дети с большим желанием, (дома и на уроках технологии), создавали поделки. Детям был предложен перечень: рисунки, лепка, вышивка, бисер, акварель, обложки к книгам…
В классе возникла выставка работ, дети фотографировались с поделками…
 Последняя идея, возникшая по проекту – это оставить на добрую память детям диск с литературной сказкой «О рыбаке и рыбке».
Откликнулась половина родителей класса. Никто не пожалел время на съемку, подготовку. Съемка велась в историческом классе Гимназии. Далее последовала заключительная стадия исследования всех материалов, определения вида конечного продукта. Это была презентация, пошагово отражающая нашу работу, отредактированы тексты для отчета детям, репетиции и защита презентации.
Анализ результатов проекта дал почувствовать удовлетворение продуктом. Были объявлены благодарности. Семьи – участники перечислены в титрах.
Возникло желание продолжить работу, но уже на новом уровне. Доля участия родителей была очень велика, возраст детей и навыки не позволяли быть более самостоятельными. Эта возможность появилась в четвертом классе. Мы получили задание для параллели: рассказать о близких людях, повлиявших на творчество Пушкина. Так мы открыли второй сезон Пушкинианы «Дети - родителям». Начался этап работы по определению тематического поля проекта, постановки целей и проблем. Теперь уже вместе с ребятами определили, как будет очерчен круг лиц, близких поэту. Сразу появились дети, решившие работать с родословной поэта. Идея того, что славное прошлое рода послужило вдохновением поэту, появилась сразу. Пушкин гордился предками, историей страны, величием её государей. Проектным замыслом послужила идея – ответить на заботу родителей, записавших сказку и подарить диск со своими ответными выступлениями.
Прочитав стихотворение поэта, мы поняли, как дороги ему имения, живописные места. Часть детей занялась изучением проблемы, при каких обстоятельствах, Пушкину доводилось оказываться в местах, дорогих сердцу.
Отдельная группа ребят взялась изучить лицейские годы в лицах: биографии друзей, наставников, педагогов. Жизнь поэта сложна, противоречива, но гений очевиден. Это признавалось даже врагами.
Девочки с большим желанием выбрали темы о музах поэта, его жене и детях.
Вместе разработали план поиска материала: библиотека, домашние книги, интернет ресурсы. Полезные сведения могут содержаться и в предисловиях книг, библиографических справочниках. Мы поучились вносить запросы в поисковую строку. Договорились, что тексты сопровождаются изображениями.
Были сверстаны печатные материалы – книга с иллюстрациями
.
Составлен уголок внеклассного
чтения, где собраны книжные источники информации, энциклопедии, справочники и наш «Самиздат». Эти материалы доступны для чтения в любое время.
Возникла идея создание галереи в лицах. Созданы три стенда, сопровождающие наши отчеты.
 Следующей стадией был отбор для выступления. Оно запланировано как отчет каждого ученика. Началось редактирование текстов. Согласно замыслу и времени. Заключительные штрихи, украсившие экспозицию – это постер, повешенный над книжной выставкой, статуэтка поэта и красная роза.
Отчет прошел на одном дыхании. Уровень подготовленности был высок. Дети были единодушны в оценке и самооценке.
Далее заключительный этапподготовка к съемке, где сложным оказалось сжатие информации под формат съёмок. Выбрали самое яркое и эмоциональное. Многие справились с первого дубля. Фильм монтировали взрослые.
По беседам с детьми стало очевидным то, что два проекта очень гармоничны и смотрятся как единое целое:
 НАША ПУШКИНИАНА!

                                                       

г. Санкт-Петербург

 

Январь 2013 год