Урок с использованием технологии диалоговой взаимопомощи

Предмет: Русский язык

Тема:  Повторение изученных орфограмм.

Класс: 4

 

Оборудование:   Карточки с правилами

Листы ответов

Презентация к уроку

Блокноты для самоконтроля

1. Орг. момент

Приветствие

 

2.  Орфографическая разминка

Игра  «Исчезающее слово» – (работа на обороте Листа ответов)

На экране слова: дырокол, учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, пробежка.

Запишите слово с…

1)      Непроизносимой согласной в корне слова (праздник)

2)      Сложное слово с соединительной гласной (дырокол)

3)      Безударной гласной в корне слова (побежал)

4)       Мягким знаком после шипящего (мощь)

5)      Парной согласной в корне слова (пробежка)

6)      Разделительным мягким знаком (ущелье)

Какое слово осталось? Проверяем: слова исчезают с экрана в нужном порядке. Остается слово УЧИТЕЛЬ

Сейчас вы проверяли свою орф. зоркость – умение обнаруживать орфограмму в слове. А когда опасное место в слове обнаружено, что необходимо? Правильно написать орфограмму. Поэтому сегодня мы с вами вновь проводим урок повторения орф. правил. А слово, которое осталось на доске – не случайно. Сегодня каждый из вас выступит в роли учителя и будет помогать ребятам запоминать трудные правила.

 

Повторение инструкции

На экране инструкция.

Работать будете в шестерках (18 человек). 
Остальные   работают отдельно.

Чтение инструкции.

Инструкция

  1. Прочитай свою карточку.
  2. Найди и заполни свою карточку в листе ответов.
  3. Вставь буквы в слова, проверь себя.
  4. Перескажи свою карточку соседу.
  5. Проверь, как твой сосед заполнил лист ответов.
  6. Продиктуй слова соседу, проверь и оцени его.
  7. Выслушай соседа и заполни лист ответов.
  8. Запиши под диктовку соседа слова в свой лист.
  9. Пересядь по схеме «ручейка».
  10. Повтори пункты 4 - 9

 

Напоминание:  «Каждый сегодня – учитель.»

4.Работа в парах.

 

 

КАРТОЧКИ 
(по одной  у каждого ученика, работающего в парах (в шестерках); 
весь комплект у учеников, работающих индивидуально;
раздел «Проверь себя» предварительно загибается назад)

1. Прочитай и выучи правило:

2. Примени правило – вставь букву

3. Проверь себя:

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Орфограммами являются гласные звуки [а] и [и], которые находятся в слабой позиции – без ударения. Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы нужная гласная оказалась под ударением.

Зап…сал

Подстр….лить

Л….сток

ЗапИсал

(пишет, записка)

ПодстрЕлить

(стрелы, стрелка,

выстреливать)

Листок

ист, листик,

листья)

1. Прочитай и выучи правило:

2. Примени правило – вставь букву

3. Проверь себя:

Парная  глухая согласная

в корне слова

Орфограммой являются глухие согласные звуки  в слабой позиции - в конце слов или перед гласными.Для проверки   необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного слышался гласный.

Завя…ка

Ре….кий (лес)

Шлан….

ЗавяЗка

(завязал, завязочка)

РеДкий

(редок,

реденький)

ШланГ

(шланги)

1. Прочитай и выучи правило:

2. Примени правило – вставь, если надо, букву

3. Проверь себя:

Непроизносимая согласная

в корне слова

В месте стечения согласных звуков – [СН], [ЗН], [СТВ]  могут встречаться непроизносимый согласный [д], [т], [в] ,[л]

Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный был слышен.

Со….нце

Капус…ный

Чудес…ный

СоЛнце

(соЛнышко, соЛнечный)

КапусТный

(капусТа)

ЧудеСНый

(чудеСА, чудеСЕН)

1. Прочитай и выучи правило:

2. Примени правило – вставь, если надо, букву

3. Проверь себя:

Удвоенная согласная

Слова с удвоенными согласными надо запоминать или проверять по словарю.

Иногда удвоенные согласные встречаются на стыке частей слова (приставки и корня, корня и суффикса)

Рас….вет

Окон…ый

Суб…ота

 

РаССвет

ОкоННый

СуББота

1. Прочитай и выучи правило:

2. Примени правило – вставь, если надо, букву

3. Проверь себя:

Разделительный Ъ и Ь

Разделительный Ь или Ъ знак пишутся, если после согласного звука слышится звук [й]

«Ь» пишется в корне слов послесогласной перед гласными:

е, ё, ю, я, и

«Ъ» пишется   после приставок на согласную перед гласными: е, ё, ю, я.

Об…ём

Л…ют

Ул…и

Раз…яснил

 

ОбЪём

(заём, приём)

ЛЬют

УлЬи

РазЪяснил

1. Прочитай и выучи правило:

2. Примени правило – вставь, если надо, букву

3. Проверь себя:

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

В конце существительных, оканчивающихся на шипящий звук [ж], [ ш], [ч’], [щ’] –

«Ь» пишется у существительныхженского рода

«Ь» не пишется у существительныхмужского рода

! Слышу шипящий на конце – определяю род

Плащ…..

Тиш…..

Обруч…..

Рож……

 

 

 

Плащ – м. р

ТишЬ – ж. р

Обруч – м. р

РожЬ – ж. р

 

1. Прочитай и выучи правило:

2. Примени правило – вставь букву

3. Проверь себя:

Гласные после шипящих

ЧА-ЩА пиши с буквой А

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У

ЖИ-ШИ пиши с буквой И (смело – только под ударением!)

 

Круж…ть

Молч…ть

Закруч….

 

КружИть

МолчАть

ЗакручУ

1. Прочитай и выучи правило:

2. Примени правило – вставь букву

3. Проверь себя:

Соединительная гласная в сложных словах

В сложных словах, то есть в словахс   двумя корнями,  между корнями пишутся   соединительные гласные О или Е

 

 

 

Верт….летный

Хлеб….печка

Син…..глазый

 

ВертОлетный

 

ХлебОпечка

 

СинЕглазый

ЛИСТ ОТВЕТОВ (у каждого ученика)

ПРАВИЛО

ПРИМЕРЫ

Оценка

1

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Орфограммами являются гласные звуки[  ] и    [  ], которые находятся в слабой позиции – ………………………....Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы нужная гласная оказалась …………………..

 

 

2

Парная  глухая согласная в корне слова

Орфограммой являются глухие согласные звуки  в слабой позиции - в конце слов или перед …………………….. согласными. Для проверки   необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного ……………………………...

 

 

 

3

Непроизносимая согласная в корне слова

В месте стечения согласных звуков – [СН], [ЗН], [СТВ]  может встречаться непроизносимый согласный [    ], [    ], [    ] ,[   ].

Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный ………………………..

 

 

4

Разделительный Ъ и Ь

Разделительный Ь или Ъ знак пишутся, если после согласного звука слышится звук [… ]

«Ь» пишется в ………………… послесогласной перед гласными: е, ё, ю, я, и

«Ъ» пишется   ………………….. на согласную перед гласными: е, ё, ю, я.

 

 

 

 

5

Удвоенная согласная

Слова с удвоенными согласными надо ………………. или ……………………………….

Иногда удвоенные согласные встречаются на стыке ……………………. (приставки и корня, корня и суффикса)

 

 

6

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

В конце существительных, оканчивающихся на ……………………………. [ж], [ ш], [ч’], [щ’]

«Ь» пишется у существительных……………... рода

«Ь» не пишется у существительных…………… рода

! Слышу шипящий на конце – …………………..

 

 

 

 

7

Гласные после шипящих

ЧА-ЩА пиши с буквой …….

ЧУ-ЩУ пиши с буквой …….

ЖИ-ШИ пиши с буквой …….. (смело – только …………………………!)

 

 

8

Соединительная гласная в сложных словах

В сложных словах, то есть в словах с……………………………,  между корнями пишутся   соединительные гласные …… или …….

 

 

 

Инструкция для детей, работающих индивидуально:

(Дети, работающие индивидуально заполняют все 6 карточек и лист ответов.)

Инструкция для индивидуальной работы

1. Прочитай  первое правило, найди его в листе ответов и заполни  пропуски.

2. Вставь буквы в слова  на карточке, проверь себя.

3. Выполни то же самое последовательно для всех  остальных орфограмм.

4. Придумай свои примеры (по три слова) на каждое правило, запиши в лист ответов.

5. Повтори  все правила.

 

5. Взаимоконтроль и самооценка.

 

Отметить правила, которые вам показались наиболее сложными. (значок в кружке)

Задать друг другу вопросы по всем правилам, начиная с самых сложных

Оценить свои знания и умения. Красный, желтый, зеленый цвет – в кружочки.

6. Контроль Тест по всем правилам (6  вопросов)

1. Найди слово, в котором пишется разделительный Ь:

  1. Под…ём
  2. По…езд
  3. Прол…ю

.2. Найди слово с орфограммой – Безударная гласная в корне  слова:

  1. Полет
  2. полетел
  3. летчик

3. Как проверить парную согласную в слове «Сказка»:

  1. рассказ
  2. сказки
  3. сказание

4. В каком слове есть непроизносимая согласная:

  1. Ненас…ный
  2. Чудес…ный
  3. Интерес…ный

5. В каком слове есть соединительная гласная:

  1. городок
  2. волнорез
  3. полевой

6. В конце какого слова необходим мягкий знак?:

  1. Глуш?
  2. Обруч?
  3. Плющ?

Проверка

7. Итог урока

Кому понравилось? Чьи «ученики» не делали ошибок? Кто стал знать орфограммы лучше?

8. Д/з Составить орф. диктант из 6 слов на наши правила.