- Подробности
- Родительская категория: Начальная школа
Урок развития речи
Учитель: Самигулина С.Ю.
Класс: 3Б
Тема: Научный текст
Цель: формировать умения смыслового чтения.
Задачи:
- формировать познавательный интерес для работы с текстами;
- умение извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов
- формироватьумение доказательно различать научный и научно-популярный тексты,
- способствовать обогащению словарного запаса детей;
- учить составлять сообщение научно-популярного характера на заданную тему, выбирая нужное из текста;
- развивать у обучающихся интерес к научно-популярной литературе;
- совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю;
- формировать умение работать в парах.
Оборудование: учебник русского языка (2 часть), ноутбук, МИМИОдоска, карточки
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Работа с карточками
(Выставка научной и художественной литературы)
- Рассмотрите представленные книги. Распределите их на 2 группы (Книги, в которых содержатся научные тексты и книги с художественными текстами)
(Два ученика выходят к доске и распределяют книги на 2 группы)
- (Задание для остальных) Перед вами лежат карточки, на которых написаны определения двух видов текста. Ваша задача - вписать пропущенные названия текстов
Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном – это _____________________ текст.
Текст, в котором автор рассказывает какую-либо историю или передает свои чувства и переживания читателю – это __________________________ текст. |
(Дети читают получившиеся определения)
- Давайте проверим, как ребята справились с заданием.
- Попробуем заполнить таблицу. Названия книг будем заменять соответствующим номером. (Слайд № 1)
Текст |
Этот текст мы можем найти в … |
Научный |
|
Художественный |
|
|
|
- Обратите внимание на доску (Слайд № 2) Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Научный и художественный текст)
- Чем будем заниматься?(Будем сравнивать научный и художественные тексты, узнаем еще один вид текстов
3. Работа над темой урока. Работа с текстами учебника. Заполнение таблицы
- Откройте 2 часть учебника русский язык. Прочитайте текст на стр.79-80 и определите, какой это текст: научный или художественный. (Один ученик читает вслух, остальные следят)
- Докажите, что это художественный текст.( Художественный текст, т.к. автор описывает определенную ситуацию, использует образные выражения: пингвины серьезные, задние на передних напирают, ругаются …)
- Прочитайте текст на стр.81, подумайте, какой текст перед вами.
- Докажите, что это научный (Даны точные сведения: весят 40-45кг, основной способ передвижения- плавание и ныряние, распространены в Южном полушарии)
- Чем похожи эти тексты?(Одинаковая тема)
- Есть ли в этих текстах одинаковые сведения о пингвинах: где обитают, как выглядят, чем питаются? Зачитайте нужные фрагменты.
- В каком тексте автор делится с нами конкретными наблюдениями за пингвинами, а в каком хочет дать общие сведения о пингвинах? Подтвердите строчками из текстов.
- Сравните иллюстрации к данным текстам? (К художественному тексту сделан рисунок, в котором художник изобразил пингвинов так, как он представляет, а к научному тексту размещена фотография пингвинов)
5. Работа над новым материалом
- Познакомимся с еще одним текстом (стр. 84). Как называется этот текст?
- Кто догадался, о каких животных будет идти речь в тексте? Что вам помогло? (Иллюстрация.)
- Прочитайте текст и отметьте «галочкой» незнакомые слова.(время бескормицы, ноги зябнут, приходится рыскать)
- Попробуем разобраться: перед нами научный текст или художественный:
1-ый вариант попробует найти слова и словосочетания, которые характерны для научного текста и выделит их желтым цветом текст (Точные сведения: живут по 10-12 особей, живет в дуплах или гнёздах …)
а 2-й вариант проверит, есть ли здесь слова и выражения, которые вы можете встретить только в художественном тексте. (Используется сравнение «ноги у лисицы зимой как бы в валенках», «волчьи стаи рыщут», поговорка «Волка ноги кормят».)
- В парах обменяйтесь своими наблюдениями
- К какому выводу вы пришли?
- Посмотрите, мы нашли с вами в одном тексте признаки и художественного, и научного текста. Как вы назовете такой стиль текста?
- Правы ли вы? Давайте проверим ваши догадки. Прочитайте определение в учебнике на стр. 86.
- В каких книгах можно встретить научно-популярный текст?
- Заполните пустую графу в таблице.(Слайд № 3)
- Каким нужно быть человеком, чтобы написать научно-популярный текст?(Нужно ли быть учёным и хорошо знать мир природы? А талант писателя необходим?)
Многие известные вам авторы сочетают в себе оба эти таланта: Михаил Пришвин, Иван Соколов-Микитов, Николай Сладков
- Прочитайте текст еще раз и разделите текст на смысловые части, обозначив границы каждой части черточками карандашом.
6. Составление сообщения на основе двух текстов
Прочитайте текст на стр. 86-87 «Жизнь зверей весной».
- О каких животных говорится в этом тексте? Этот текст можно назвать научным или научно-популярным? Объясните ваш ответ.
- Подготовьте сообщение о жизни белки в зимнем и весеннем лесу на основе текстов «Как живут и питаются звери зимой», «Жизнь зверей весной».
7. Домашнее задание
Найти в домашней или школьной библиотеке книги с научно-популярными текстами. Прочитать один или несколько рассказов. Принести книги в класс.
8. Подведение итогов. Рефлексия
- Ребята, мы достигли цели урока?
- Оцените свою работу, выбрав одно из утверждений:
- Сегодня мне удалось...
- Я узнал, что...
- Я понял, что...
- Я научился...
- Меня удивило...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Я хотел бы...
Фамилия, имя _______________________________________
Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном – это _____________________ текст.
Текст, в котором автор рассказывает какую-либо историю или передает свои чувства и переживания читателю – это __________________________ текст. |
Текст |
Этот текст мы можем найти в … |
Научный |
|
Художественный |
|
|
|
КАК ЖИВУТ И ПИТАЮТСЯ ЗВЕРИ ЗИМОЙ
Зима для зверей — время бескормицы и холода. Как же они преодолевают эти сложности? Зимой белка живёт в дуплах или гнёздах. Подготавливая жильё на зиму, белка устраивает в нём тёплую подстилку из сухой травы, мха и шерстинок. Выход из гнезда белочка закрывает мхом или пучком сухой травы. Несмотря на свою тёплую шубку, в сильные морозы она совсем не выходит из гнезда. Питается белка семенами еловых шишек и запасами грибов и орехов, заготовленных с лета и осени. Лисицу от сильных морозов предохраняет густая, пушистая шубка. Ноги лисицы к зиме сплошь обрастают густой шерстью. Лисица зимой как бы в валенках, и ноги её не зябнут даже в сильные морозы. Но всё-таки зима — самое тяжёлое время для лисицы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится лисице рыскать по полю. Чтобы насытиться, ей нужно поймать много мышей и полёвок. Волки хорошо переносят сильные морозы. Зимой волки живут стаями по 10—12 особей. Волчьи стаи рыщут по полям и дорогам, ищут добычу. В поисках пищи волки пробегают очень большие расстояния. Недаром появилась поговорка: «Волка ноги кормят». И всё же зимой волки почти всегда голодны. Трудно им бегать по глубокому снегу и добывать пищу.
(По А. Клыкову и С.Покровскому)