Конспект занятия внеурочной деятельности «Юный петербуржец»

1 класс

 

Тема занятия: Символы Санк-Петербурга

Цель занятия: познакомить обучающихся с геральдикой Санкт-Петербурга.

Задачи:

Образовательная: рассказать учащимся о трех символах Санкт-Петербурга.

Развивающая: способствовать развитию логики и внимания посредством заданий на сравнение, раскрашивания герба, а также способствовать развитию памяти посредством игры «Собери герб Санкт-Петербурга»

Воспитательная: способствовать формированию патриотизма и любви к своему городу через беседу об экскурсии в Петропавловскую крепость и работу над темой

Методы

  • Словесные (рассказ, объяснение, вопросы, инструктаж, фронтальная беседа).
    • Наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, видеоряд).
    • Практические (практическая работа).

Оборудование: презентация с изображениями,  соответствующими  теме мероприятия  (герб СПб, портрет Петра первого, фото Петропавловской крепости, флаг СПб), выставка рисунков детей «Что мне запомнилось на экскурсии в Петропавловской крепости», аудиозапись «Гимн Санкт-Петербурга», заготовки для раскрашивания «Петропавловский собор», «Герб  и флаг Санкт-Петербурга», цветные карандаши, заготовки для составления герба

Ход мероприятия

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, беседа об экскурсии

- Где мы с вами побывали во время каникул? ( В Петропавловской крепости)

Рассмотрим ваши рисунки. Что же вам больше всего запомнилось во время экскурсии?(Дети делятся впечатлениями, рассказывают об Иоанновском мосте, об Иоанновских воротах, Петровских воротах, Невских воротах, Ботном домике, скульптурах зайцев и, конечно, о Петропавловском соборе. Рассказ детей подкрепляется фотографиями– Слайды №№ 1-8)

 

3. Беседа о Петропавловском соборе, работа на листах

- Кто может перечислить элементы Петропавловского собора(Ангел-флюгер  - хранитель нашего города, шар-яблоко, волюты – украшения - завитки, ярусы - этажи, часы-куранты, которые играют мелодию каждые 15 минут) Дети рассматривают изображения на доске (Слайды №№9-12) и делают соответствующие надписи в своих листах на изображении Петропавловского собора.

- Петропавловский собор и Петропавловская крепость – это один из неофициальных символов Санкт-Петербурга. Но у нашего города, как у любого другого есть и официальные символы. Кто может назвать их?(Гимн, герб, флаг) (Слайд № 14)

 

4. Работа над темой

 

С древних времён главный символ - это ГЕРБ. Посмотрите на герб нашего города(Слайд №15).

 Герб-это щит,  т.е. «защита» города. Герб должен отражать особенность положения и роль города. А поскольку наш город расположен на реке и на море, то и на гербе мы видим два якоря: морской (двузубый) и речной (четырёхзубый).

Самыми любопытными деталями петербургского герба являются якоря:

  • Их два, один – морской, второй – речной. Речной якорь – четырехлапый, с кольцом на конце, морской – двухлопастный, имеющий у кольца перекладину. Каждый из них здесь символичен: речной олицетворяет Неву, на берегах которой находится город, а морской символизирует выход к Балтийскому морю.
  •  Морской и речной якоря расположены в перевернутом виде, лапами вверх. По геральдическим законам так изображаются якоря флота, не знавшего поражений в сражениях.

 Что ещё мы видим на гербе, в самом центре?

-Это называется СКИПЕТР. С давних времён царь должен был иметь отличительные символы царской власти. Это корона, держава и скипетр.

Почему же символ царской власти на гербе нашего города?

Да потому, что СПб был при Петре 1 и почти до нашего времени столицей Российского государства.

А эта синяя лета называется Андреевская. Используется для гербов столиц и городов пребывания Российских императоров.

Щит красного цвета – он считается цветом власти и могущества. А скипетр- это символ императорской власти.

Каждый цвет на гербе символичен:

  • Золото символизирует власть, могущество, богатство, а еще великодушие.
  • Серебряный цвет обозначает благородство, чистоту помыслов, надежду.
  • Красный щит олицетворяет пролитую кровь русских воинов в Северной войне, которая закончилась незадолго до того, как создавался первый герб г. Петербурга. Традиционно красный цвет обозначает также мужество, силу, храбрость и отвагу.
  • Голубой цвет ассоциируется с понятиями красоты, величия, мягкости, доблести, превосходства и еще является цветом моря.

 

- Что же такое Герб? (ответы детей)

Это отличительный знак, символ любого города или страны. Итак мы знаем , что на гербе два якоря (морской и речной)- это значит , что город СПБ морской и речной порт; скипетр- значит , что город – столица.

 

Послушайте стихотворение о гербе нашего города и скажите, как автор называет наш город.

Петербуржский герб красивый,

Скипетр и якоря,

Красный щит и эти символы

Обозначены не зря.

Так большой корабль у пристани

Крепко держит якоря.

Город Северной столицею,

Стал по замыслу царя.

Петербург с другими странами

Вводный путь помог связать.

В новый порт, в широкой гавани

Стали гости прибывать.

С чистой верой и надеждою,

Прозорливо видел Пётр:

Бороздит моря безбрежные

Молодой, Российский флот.

Видел как морской державою

Станет русская земля

И себя овеет славою,

Петербург дитя Петра.

 

Санкт-Петербург автор называет Северной столицей и дитя Петра.(Слайд № 16)

 

 

5. Физкультминутка «Мост нагнулся над рекой» 

  
- Мост нагнулся над рекой  (Дети нагибаются, доставая кончиком пальцев до пола).
Над водою ровной:  (Разводят руки согнутые в локтях от груди в разные стороны, показывая ровную воду.).  
«Ах, красивый я какой,  ( Маршируют на месте )                                            

 Ах, какой огромный». (Разводят руки над головой, показывая большой мост).

 

6. Первичное закрепление

 

- Я сейчас буду читать вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, что за слово пропущено

 

Санкт-Петербург! Мы Герб рассмотрим Твой.

Опознавательный Твой знак изучим.

На вид Он очень скромный и простой.

Над ним как будто бы не собирались тучи!

 

Пусть с Балтики порою верещит,

Пусть ветер злобный Временами рвётся,

Твой Герб собою представляет  (ЧТО?) ЩИТ

Он означает – Враг здесь не прорвётся!

 

Твой щит окрашен краской непростой –

Цвет спелой земляникою играет,

Что ягода на поле красотой,

В России так (какой город?) САНКТ-ПЕТЕРБУРГ сверкает.

 

Серебряных два стержня (чего?) ЯКОРЕЙ

На щит Крест-накрест Сверху укрепили.

Цепляли дно они Рек и (ЧЕГО?) МОРЕЙ,

Теперь Эмблему города сцепили.

 

Зачем здесь якоря – понятно всем.

Ведь с якоря не снимешься беспечно.

Но нет на якорях Цепей совсем,

Что означает, Город здесь – Навечно!

 

Лежит на якорях Жезл непростой,

Что меч сверкает, вырванный из ножен.

То – царский (Что?) СКИПЕТР северной звездой

 На Герб, как меч на щит, Петром возложен!

 

Всё главное здесь сказано теперь,

Последнее, что Герб нам сообщает,

Что формою щита указано –

Ни зверь, ни враг нам под щитом не угрожает!

 

 

6. Работа в группах

- Случилась беда: герб рассыпался на части. Каждой группе я выдам часть. Вы должны обсудить, часть какого элемента герба перед вами и где надо расположить деталь.

(Обсуждение в группах)

- Как вы думаете, с какой группы надо начать собирать герб?(с группы, у которой «щит»)

Далее речной якорь, морской якорь и жезл. Сравните с образцом на доске (Слайд№17)

 

 

7. Слушание гимна Санкт-Петербурга

Гимн нашего города  написал композитор Р.Глиэр. Он называется «Гимн нашего города»

Сейчас послушайте его, посмотрите на герб СПб, и вы увидите, как сочетаются величественная, торжественная музыка и золото с серебром нашего герба.

Обычно гимн исполняется при торжественном поднятии и спуске флага, а так же в других торжественных случаях.

 

8. Практическая работа (раскрашивание герба)

 

9. Подведение итогов. Рефлексия

- О каких символах Санкт-Петербурга говорили? (О гербе и гимне)

- О чем не успели поговорить? (о флаге). О флаге поговорим на следующем занятии

-Что узнали новое?

-Кому было трудно?

- Какие вопросы хотели задать?

 

10. Задание по желанию

Узнать, где можно встретить герб Санкт-Петербурга.