Технологическая карта урока по русскому языку «Орфограммы в окончаниях прилагательных»

 

Технологическая карта урока

 

Автор,  разработчик:

 

Самигулина Светлана Юрьевна

Предмет

Русский язык (Программа: ПНШ Учебник: М.Л. Каленчук., Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова).

Класс

4

Тип урока

Урок обобщения и закрепления знаний

Технология урока

 

Тема

Орфограммы в окончаниях прилагательных

Цель

Отработка умений и навыков грамотного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных

 

Достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

 

Предметные результаты:

– умение определять окончания прилагательных;

– усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;

– умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;

– обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

– умение формулировать вопросы к прилагательному

– умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного

 

Метапредметные результаты:

– Уметь определять и формулировать цель урока;. проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

 

Личностные УУД:

– Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

– Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре и в группе; формулировать собственное мнение и позицию

 

Познавательные УУД:

– Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

 

 

 

 

 

 

 

 


Этапы урока

Формируемые умения

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап

Организационный момент

 

 

Метапредметные результаты:

 

Готовность обучающихся, их настрой на работу

 

 

 

 

 

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок:

– Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Я надеюсь, что этот урок будет полезен для нашей дальнейшей работы.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II этап.

Формулировка темы урока, постановка цели

 

Метапредметные результаты:

Уметь определять и формулировать цель урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– По содержанию учебника найдите тему сегодняшнего урока.

 

– Вспомните, как называлась тема предыдущего урока.

 

– Уточните формулировку темы нашего урока.

 

– Все ли понятия в теме вам понятны или есть новые?

 

– Чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель каждый себе поставит?

–  Прилагательные.

 

 

– Орфограммы в окончаниях слов. Существительные.

 

– Орфограммы в окончаниях прилагательных.

– Мы изучали эту тему.

 

 

– Мы вспомним, что такое имя прилагательное, будем тренироваться в правильном написании окончаний прилагательных.

III этап.

Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

Уметь работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оформлять свои мысли в устной форме, учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию

–Что такое имя прилагательное?

В группах вы должны сформулировать определение имени прилагательного, опираясь на план в карточке.

(1.Что обозначает.

2.На какие вопросы отвечает.

3.Как изменяется (непостоянные признаки).

4.Чем обычно является в предложении.

5.Почему так называется).

 

– Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. В предложении обычно является определением. Зависит от имени существительного

IV этап

Работа по теме урока

Отработка навыков правописания безударного падежного окончания прилагательных.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Взаимопроверка выполненной работы.

– Составьте словосочетание прилагательного морозный с существительными утро, вечер, ночь, дни.

– Давайте проверим, что у вас получилось. (на интерактивной доске )

морозн... утро                          ая    яя   

морозн... вечер                        ое   ее  

морозн... ночь                          ые   ие

морозн...дни                            ый    ий

– Поставьте в прилагательные нужные окончания.

– Как вы определили нужное окончание?

 

 

 

В парах сформулируйте правило определения безударного окончания прилагательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Всегда ли окончание прилагательного будет совпадать с окончанием вопроса?

Например: морозные дни

                    морозный вечер

 

 

 

 

– Откройте учебник упр. 112, прочитайте задание.

– На какие прилагательные в тексте вы будете обращать внимание?

 

 

– Как вы будете работать с этими прилагательными?

 

 

 

 

 

– Взаимопроверка у доски (обмен тетрадями)

 

 

 

– Посмотрите на доску и подберите к словосочетаниям из упражнения нужные вопросы.

 

Самостоятельное выполнение в тетрадях.

 

Обучающиеся поочереди перетаскивают окончания в прилагательные.

 

 

 

 

 

– Мы задавали вопрос от существительного к прилагательному и смотрели на окончание вопроса.

 

– Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного надо:

1. Найти существительное, с которым связано прилагательное.

2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

3. Посмотреть на окончание вопроса.

4. Написать в прилагательном такое же окончание, как и в вопросе.

 

– Окончание прилагательных зависит от мягкого или твердого окончания основы.

– В именительном падеже единственного числа мужского рода будем писать безударное окончание –ый или –ий

 

Читают задание про себя.

 

– Мы будем рассматривать прилагательные с безударными окончаниями.

 

– Найдем словосочетания, в которые входят прилагательные. Стрелкой покажем, с каким существительным связано прилагательное, над стрелкой поставим вопрос. Выделим окончание вопроса и окончание прилагательного.

 

Те кто завершил работу выходят к доске, меняются тетрадями и проверяют.

 

На черную землю (какую?)

Тяжелым холодным одеялом (каким?)

В сыпучем снежном болоте (каком?)

Колючий февральский снег (какой?)

С низкого мглистого небо (какого?)

По дырявому снегу (какому?)

V этап

Заключительный

Обобщение знаний, полученных на уроке.

– На какие правила опирались при выполнении задания?

 

– Чтобы легче было запомнить, как определить окончание прилагательных предлагаю вам стихотворение:

Когда есть прилагательное

И нужно обязательно

Узнать про окончание, –

Внимание, внимание!

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе.

–Что бы вы добавили к этому правилу?

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– В И. п. ед. ч. м.р. в безударных окончаниях прилагательных пишется

–ый или –ий

VI этап

Рефлексия

Формулировать конечный результат своей работы на уроке. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

– Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

– А какая была цель нашего урока?

 

 

 

 

– Как вы оцениваете свою работу?

Нарисуйте в тетрадях соответствующий смайлик.

Ваши впечатления от урока. Есть ли у вас вопросы?

– Достигли.

 

– Мы вспомнили, что такое имя прилагательное, потренировались в правильном написании окончаний прилагательных.

 

Каждый ставит соответствующий значок.

Домашнее задание

 

 

 

 

По выбору:

1. Доделать упр. 112 из учебника.

2. Составить карточку для самостоятельной работы по определению безударного окончания.

3. Составить текст на тему весна с использованием прилагательных с безударными окончаниями.

 

Записывают домашнее задание в дневник.