900 дней.

Историческая виртуальная экскурсия

 

Цель:

Познакомить учащихся с историей Санкт-Петербурга

 

Задачи:

Образовательные:

1.        Расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас;

2.        Формировать навыки работы с электронно – образовательными ресурсами (ЭОР);

3.        Рассказать о блокадном Ленинграде.

 

Развивающие:

1.        Развивать интерес детей к истории нашего города;

2.        Способствовать пониманию того, что ЭОР, как и книга – источник знаний;

 

Воспитательные:

1.        Обогащать духовный мир детей;

2.        Формировать доброжелательное отношение к одноклассникам.

3.         Воспитывать патриотические чувства.

 

Участники:

4 группы продленного дня 1 – 4 классов.

 

Организаторы:

Гурская Елена Валерьевна, воспитатель 1 – х классов.

Шабалина Елена Борисовна, воспитатель 2 – х классов.

Куликова Любовь Михайловна, воспитатель 3 – х классов.

Кирьянова Елена Владимировна, воспитатель 4 – х классов.

 

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, колонки.

 

  1. 1. Организационный момент

1 слайд.

Сегодня мы поговорим о том, что случилось в середине прошлого века с  нашим городом. В то время это был Ленинград. Шла Великая Отечественная война. Фашистские войска окружили наш город. Начались бомбежки и обстрелы. Началась блокада.

 

 

Блокадный Ленинград

Фашисты окружили.

Пушки палят.

Воду отключили.

 

Но терпит Ленинград,

Он не хочет сдаваться.

Гордый город на Неве

Живым пытается остаться.

 

И вот пришла Победа,

И рад стал Ленинград,

Забыл про все он беды,

Шагает на парад.

(Луполов Алексей, 4 кл. п. Советский Ленинградской области)

 

Когда началась блокада? (8 сентября 1941 года)

Что такое блокада? ( Окружение города, когда нельзя приехать и уехать, Перекрыты доступы продовольствия, любого снабжения. Город оказался в кольце врагов.)

Что самое страшное в блокаде? (город остался без запасов продовольствия, тем самым горожане были обречены на голодовку.)

Голод и холод сковал город.

 

  1. 2. Дорога жизни.

2 слайд

Враги окружили наш город в кольцо. А из окруженного города нельзя выехать на машине или поезде. Днем и ночью немцы бомбят и обстреливают Ленинград.

Щелчок. Только одна дорога связывала блокированный город с Большой землей. Эта дорога шла по воде, через Ладожское озеро. Дорогу, по которой шло продовольствие для 2 миллионов людей назвали Дорогой Жизни. Дорога жизни была единственным спасением для города.

3 слайд.

По этой дороге в город поступала еда, одежда, обеспечение для заводов.

4 слайд.

Заводы были переоборудованы, они производили военную технику и снаряды.

 

Дети в городе.

5 слайд

В начале войны мужчины города ушли воевать.

 

Старый снимок

Фотоснимок на стене –

В доме память о войне.

Димкин дед

На этом фото:

С автоматом возле дота,

Перевязана рука,

Улыбается слегка…

 

Здесь всего на десять лет

Старше Димки

Димкин дед.

С. Пивоваров.

 

6 слайд.

В Ленинграде остались старики, женщины, дети – те, кто не мог воевать. Когда началась блокада, надо было скорее спасать детей.

7 слайд.

Их увозили далеко от фронта , где не было воздушных тревог и не рвались фашистские снаряды.

Щелчок. Сейчас матросы усадят детей на корабль, корабль доставит их на восточный берег – и дети будут в безопасности.

8 слайд

Оставшиеся дети учились. Занятия начались в начальных классах 1 сентября 1942 года. Старшие дети начали учиться 15 октября.

В блокаду в Ленинграде работали 86 школ.

9 слайд.

Школы отапливали дровами, для чего разбирали деревянные дома. Во время бомбежек занятия проводились в подвалах.

10 слайд.

Писали карандашами на любой бумаге, на полях газет. Новых тетрадей негде было взять.

Почему писали карандашами? (застывали чернила)

Не было в школах электричества, как и во всем городе. Писали при свете коптилки, в верхней одежде.

 

 

11 слайд.

Дети блокадного города не только учились. Они помогали в госпитале – писали раненным письма для родных, устраивали концерты, собирали металлолом. Помогали взрослым, оставшимся в блокадном Ленинграде.

Блокадная зима

12 слайд.

Больше 2 лет, днем и ночью, шли Дорогою жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами, днем и ночью ведут свои простреленные машины. Но все равно в Ленинграде не хватает хлеба, нет мяса, нет сахара, нет овощей.

13 слайд.

Вглядись в эти фотографии, и ты поймешь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой.

14 слайд.

Вот он, блокадный кусочек хлеба. 125 граммов на весь день.

 

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

 

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

 

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

...Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

Ю. Воронов

 

15 слайд.

Нет и воды в холодных ленинградских квартирах. Замерз, не работает водопровод.

16 слайд.

Рано утром тянутся к Неве, к люкам голодные, замерзшие ленинградцы. Кто с ведерком, кто с кастрюлей, кто с большим чайником. А доберутся до дому, смотрят – вода в лед превратилась – замерзла на морозе.

 

Щелчок

По воду

 

Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжёлой стала, как свинец.

 

Метёт колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

 

И Смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда…

Как хорошо, что ты замёрзла,

Святая невская вода!

 

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольёшься из ведёрка,

Я привезу тебя домой.

Варвара Вольтман-Спасская

 

17 слайд.

И все-таки голодные, больные ленинградцы не прекращали работы. Они выпускали мины, снаряды, гранаты, ремонтировали танки и орудия. После работы никто не мог уехать домой.

18  слайд.

Не ходят по улицам города автобусы и трамваи. Не могут ходить трамваи и троллейбусы без электрического тока. А автобусы не могут ходить, если нет бензина.

19 слайд.

Занесенные снегом, стоят они на улицах с выбитыми стеклами, пробитые осколками бомб и снарядов.

 

Снятие блокады.

20 слайд.

Долго длилась блокада. 900 дней и ночей. Это чуть меньше трех лет. 27 января 1944 года была снята блокада.

На Дороге Жизни есть несколько памятников, о которых хочется рассказать.

Один из них – Цветок Жизни. Этот памятник посвящен детям блокадного города. На лепестках написаны слова очень известной песни – «Пусть всегда будет солнце»

Недалеко от этого памятника на больших бетонных плитах дневник Тани Савичевой. Эта девочка почти всю блокаду провела в Ленинграде. Один за другим от голода и болезней умирали члены её семьи. Она осталась последней. Девочку вывезли из блокадного города, но здоровье Тани было настолько слабым, что долго она не прожила.

21 слайд.

Ещё один памятник находится в начале Дороги Жизни. Памятник представляет разорванное кольцо блокады. Этот разрыв – Дорога Жизни. Давайте послушаем песню, посвященную Дороге жизни.

Щелчок. Песня о Ладоге. Слова П. Богданова, музыка Л. Шенберга

В середине песни

22 слайд. Факты о войне.

К началу блокады в городе находилось 2 544 000 человек.

Всего за годы блокады погибло около 1 500 000 человек.

7 октября 1941 года закончатся запасы круп и макарон. До конца блокады 842 дня.

10 октября 1941 года закончатся запасы мяса и мясопродуктов. До конца блокады 839 дней.

12 октября 1941 года закончатся запасы хлебного зерна и муки. До конца блокады 837 дней.

6 ноября 1941 года закончатся запасы сахара и кондитерских изделий. До конца блокады 812 дней.

 

  1. 3. Подведение итогов.

Зачем нам помнить о войне и блокаде? (чтобы такое не повторялось)

23 слайд.

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем

цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.


Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!


Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…

24 слайд


Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

Юрий Воронов

Спасибо всем за участие в экскурсии.

 

Литература и источники.

1. Н. Ходза. Дорога Жизни. - Детская литература; 1974 – 72 с., илл.

2. Д. Колпакова, В. Суслов. Был город – фронт, была блокада. – Детская литература; 1984 – 206 с., илл.

3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text (фотографии)

4. http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=view_file&id=9638812 (Д. Шостакович. 7 симфония)

5. http://mp3-sait.info/listen (Песня о Ладоге)