Конспект урока по окружающему миру «Столица России»,

проведённый во 2 «А» классе 

май 2019

 

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: экскурсия – путешествие с использованием компьютерных технологий.

Цель: познакомить детей с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы

Задачи:

  • формировать представление о Москве как столице России, расширить кругозор учащихся, формирование речевой компетенции учащихся, привить гордость и любовь к столице Российского государства.
  • повторить понятие географической  карты;
  •  читать и правильно показывать объекты на карте;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну, за людей населяющую её.

Оборудование: аудиозапись песни О. Газманова «Звонят колокола», презентация достопримечательностей Москвы, выполненная в программе Power Point.

Ход урока:

Учитель:

- Начинаем урок окружающего мира. Я жду, что сегодня вы узнаете много нового и интересного, продемонстрируете  свои знания, обменяетесь информацией, впечатлениями, порадуетесь своим успехам и успехам своих друзей.

Что необходимо, чтобы урок был эффективным?

Нужно быть внимательными, активно работать, пользоваться уже полученными знаниями.

Учитель:

Начнем урок  с задания: отгадать ребусы и назвать слова.

( Россия, Родина, гимн, герб, Москва, закон, страна, столица)

Учитель:

Эти слова мы часто употребляли на последних уроках. Вспомним их значение.

Сегодня  мы во время работы  встретим слово достопримечательность.

Дома вы должны были узнать,  что оно обозначает?

Что помогло вам выполнить это задание?

Откройте свои Дневники юных путешественников  и прочитайте, что обозначает слово. (Работа с дневником юного путешественника)

Какое ещё задание вы выполнили в Дневниках? (Записать пословицы о Родине)

 Прочитайте пословицы, которые вы записали в своих дневниках.

Слайд

Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Родина любимая – что мать родимая.

Учитель: С кем сравнивает Родину русский народ? (С матерью, с поилицей и кормилицей)

Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

Испокон веков любили русские люди свою Родину и храбро её защищали от врагов. Берегли родную землю, воспевали её красоту, величие. 

Россия - самая большая в мире страна. (Показ на карте) Когда в Москве вечер, то на Чукотке начинается новый день. Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю. Мы живём в великой стране. В стране с великой историей. И нужно знать историю своей страны, гордится своей страной.

Не случайно темой последних уроков окружающего мира является тема «Наша Родина». Вспомним вопросы, которые мы рассмотрели по этой теме.

Вопросы: 

1. Что такое «малая родина»?

2. Почему нашу страну называют многонациональной?

3. Государственные символы России.

4. Законы.

5. Государственные праздники России.

На сколько хорошо вы усвоили  тему , покажет тест.

Работа в парах – взаимопроверка.

 

Учитель: 

Мы продолжаем работать по теме «Наша Родина»

Сформулируем Тему сегодняшнего урока . Для этого посмотрите на слайд и выберите её из предложенных.

  • Вода на Земле.
  • Праздники в жизни россиян.
  • Столица России.
  • Столица Китая.

Слайд . Тема. Столица  России.

Что вы уже знаете о столице нашей Родины?

На какие вопросы вы ещё хотели бы найти ответы?

Предлагаю рассмотреть следующие вопросы:

            Слайд.

  • Какой город является…?
  • Каковы достопримечательности Москвы?
  • Какой город был раньше столицей нашего государства?

 

Начнём работу над темой.

Откройте учебники и прочитайте внимательно текст.

Ответьте на вопросы:

Какой город является столицей России?

Чья резиденция  находится в Москве?

Что такое резиденция?

Где  в Москве находится резиденция президента?

Что проходит в Кремле?

Учитель: 

Вывод: Москва – не просто самый большой город. В Москве находится Президент России и Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они разрабатывают законы и принимают их, руководят делами страны.  Москва  – очень красивый город. (Сопровождается показом слайдов и комментариями к ним). Такой большой как сейчас Москва была не всегда. Послушайте интересную историю!

Ученик 1. Давно это было. 866 лет назад! Жил на Руси князь . Звали его Юрий. Часто воевал он и с ближними соседями и с дальними соседями . За это народ прозвал его Долгоруким .   Ученик  2. Однажды дорога привела Юрия Долгорукого к холму между реками: Москвой и Неглинной. Место было тихое, рыбное, охотницкое. Так понравилось место князю, что приказал построить здесь деревянную крепость-Кремль. Обнесли холм деревянным забором, поставили с запада на восток ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Так и появился город Москва. Ученик 3. Прошло время. Княжить в Москве стал князь Дмитрий . Времена были для Руси тяжёлые: нападали на Русь враги, разоряли русские города. Созвал тогда князь Дмитрий всех князей русских, всех воинов и повел биться с врагами на реку Дон, и выиграли тогда сражение, и стал народ называть князя Дмитрием Донским. Деревянные стены Кремля князь заменил белокаменными. С тех пор называют Москву белокаменной.

  Ученик 4. К сожалению, частые пожары сильно разрушали каменные стены и башни Кремля. Очень часто враги сжигали Москву, и народ снова возрождал её, отстраивал, укреплял, расширял её границы. Князь  Иван III построил крепость из красного кирпича, которая и стоит до сих пор. Это нынешний Кремль!

- А сколько лет назад произошло основание Москвы?

- На берегах какой реки построена Москва?

     - С чего начиналось строительство Москвы?  Конечно же, Кремль.

- Кто запомнил из рассказа, кто основал Москву?

    Учитель: 

Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукову установлен в Москве.

- фото   памятник великому русскому гению – поэту А.С.Пушкину.

В  Москве много достопримечательностей. Сейчас мы с вами познакомимся с самыми знаменитыми (работа в группах)

- Перед вами конверты. Это текст и пазлы. Ваша задача – собрать изображение, познакомиться с текстом и подготовить рассказ   текст об одной из достопримечательностей Москвы.

1 группа: Спасская башня.

Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Они занимают 3 этажа. Часы на башне с колоколами. Колокола звонят каждые 15 минут. В 12 часов дня и 12 часов ночи прозванивают гимн России.

2 группа: Успенский собор

Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари.

3 группа - Царь - пушка

Царь- пушка сделана из бронзы. Изготовил ее мастер Иван Чохов. Опора, на которой она стоит , украшена львиной  головой. Рядом очень тяжёлые чугунные ядра.Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире.  Эта пушка никогда не стреляла.

4 группа – Царь-колокол

Царь – колокол изготовлен мастерами  Моториными. Вес ее 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал и откололся «кусок» весом 11 тонн.  Поэтому мы никогда не услышим его голоса.

5 группа – Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм.

6 группа - колокольня Ивана Великого. Долгое время это было самое высокое здание в Москве. Путники, идущие в Москву, видели её за многие километры от города. Колокола звонили по самым главным праздниками их звон был слышен даже на окраинах. Заслышав его, горожане спешили к Кремлю, где проходили праздничные церковные службы.

    Учитель: 

-  На какие вопросы мы уже нашли ответы?  Какой вопрос остался без ответа?

             Домашнее задание.

             Ответ на этот вопрос предлагаю найти дома.

             Предлагаю выполнить домашнее задание разного уровня:

  1. Познакомиться с информацией в учебнике. Рассказать кому-либо из близких людей о Москве.
  2. Подготовить сообщение, презентацию по этому вопросу.

         Рефлексия. Понравился ли вам урок. Какое задание вам понравилось? Какое было трудным для вас?

         Оцените свою работу на уроке.