Урок, проведённый во 2 «А» классе ГБОУ СОШ №311

с углублённым изучением физики

1 сентября 2018 года

«Мой город Санкт-Петербург: путешествие в будущее»

Цели:

  • Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летнего отдыха к учебе, используя игровую форму деятельности.
  • Развивать память, внимание, смекалку, логическое мышление, речь.
  • Воспитывать умение работать сообща, согласовывать свои действия.
  • Создать условия для успешной адаптации учащихся к школьному обучению после летних каникул через живое общение: ученик – учитель.
  •  актуализировать краеведческие знания и умения обучающихся о Санкт-Петербурге, ощутить меру своей ответственности за будущее малой Родины, понять важность формирования активной гражданской позиции.

Задачи

Создать условия для формирования активно-положительного отношения к родному городу.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, его прошлое и настоящее.

Развитие речи детей, творческих способностей и познавательных интересов учащихся.

Ход мероприятия

Вступление

 (звучит музыка – песня "Здравствуй, Новый ученый год")

Учитель:По всей стране сегодня прозвенели первые школьные звонки в учебных заведениях, сообщая о начале нового учебного года. Тысячи маленьких сограждан впервые переступили порог школы, а для вас, дорогие мои ребята, первый школьный звонок прозвенит уже во второй раз.

      Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу. Хочу вам пожелать здоровья, пожелать успехов в учёбе,  ведь впереди у нас с вами, ребята, новые уроки, сложные задачи, трудные диктанты.

Я благодарю вас за цветы.

Учитель:

В школах начинается

Учебный новый год.

Все дети собираются,

Но не в хоровод.

А на линейку школьную

С букетами цветов

Праздник, к сожалению, кончается,

Скоро первый прозвенит звонок

Трудовые будни начинаются —

Первый начинается урок.

 О начале ученых занятий в разных странах мира

Учитель: А знаете ли вы, ребята, что не все дети мира идут в школу 1 сентября, так, как вы?

В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа. В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля. В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января. В республике Коста-Рика вчера, т.е. 31 августа в школах прозвенел последний, а не первый, звонок.

А у нас закончилось лето, вновь на дворе осень, а значит мы снова вместе. Я вижу, как вы повзрослели за лето, ваши глаза говорят о том, что вы ещё многое хотите узнать.

1. - Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите о чём пойдет речь на нашем  уроке?

Есть удивительный город, а в нем
Жители ходят ночами, как днем.
Белые ночи! Светлые очень.
Кто пропустить это чудо захочет?

Летнее чудо! Как же тут спать?
Праздником надо те ночи назвать.
Можно читать, можно играть,
Можно совсем не ложиться в кровать…

Если ты знаешь тот город, мой друг, 
Мне подскажи. Это … (Санкт-Петербург)

-Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему любимому городу Санкт-Петербургу. (слайд 1)Просмотр видеоролика «Прогулка по Санкт-Петербургу»

- О какой природной особенности нашего города шла речь в стихотворении?

- Санкт-Петербург таит в себе  много интересного и удивительного и особенную атмосферу придают городу белые ночи. В Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля. Самая светлая ночь в период между 11 и 12 июня, когда солнце заходит за горизонт всего на 100 минут.

- А знаете ли вы, ребята, что наш  город имел несколько названий? Кто-нибудь из вас знает какие? 
- Сначала город назывался Санкт-Петербург, затем Петроград и Ленинград, а затем городу вернули историческое название Санкт-Петербург. (слайд 2)
- Подумайте, чем похожи названия города Петербург и Петроград? (похожи тем, что в названиях городов есть общая часть Петр) 
- Чем различаются названия городов? (град, бург) .

2 . Экскурсия в историю основания С.-Петербурга 

 - Кто является основателем нашего города? (слайд 3)

- Что означает слово град? (в старину градом называли город) 

- Что означает слово бург? (бург в переводе с немецкого языка обозначает крепость, замок)  
- Что в переводе с немецкого обозначает слово «сан»? (святой) А в честь кого Петр 1 назвал город ? (в честь святого апостола Петра)

- Как же можно перевести название города Санкт-Петербург? (город святого Петра)

- У каждого из нас есть день рождения и у нашего города он тоже есть. Скажите, какого числа мы празднуем день города?  Назовите год основания Санкт-Петербурга.

- Почему Петра 1 называют великим? (Петр был великим флотоводцем, талантливым, высокообразованным, трудолюбивым человеком)

- О каком памятнике идет речь (слайд 4)

Памятник из бронзы: 
Честь царю, хвала! 
Мчится, словно ветер, 
Конь, Тянет удила. 
На коне сидит герой, 
Он красивый, молодой. 
Это – память в честь Петра, 
Много сделал он добра. 
Скачет воин в будни, в праздник, 
А зовётся… (Медный всадник.)
- Как называется главная река нашего города? У платья два рукава, а у Невы?   Кто может их назвать? (слайд 5)

- На каком острове был заложен город? С чего началось строительство? (слайд 6)

-  Расскажите, что изображено на гербе, флаге С-Петербурга. (слайд 7)

                                                      Физминутка           

3. Викторина «Достопримечательности С-Петербурга (слайд 8)

- Санкт-Петербург - один из красивейших городов в мире. Это город-музей под открытым небом. Восхищают его дворцы, соборы, старинные здания, каналы и мосты. Санкт - Петербург культурная столица, в которой родились многие известные люди Ф.М. Достоевский, И. Е. Репин, А.Д. Медведев, В.В. Путин и многие другие.

- А хорошо ли вы знаете достопримечательности нашего города?

  Начинаем викторину.

- Как называется главная улица нашего города? (слайд 9) Невский пр.

- Назовите главную площадь, как называется центральная колонна (слайд 10)

(Дворцовая площадь, Александрийская колонна)

- Как называется это здание, что в нём находится? (слайд 11) Эрмитаж

- О каком здании идёт речь? (слайд 12)

Свернём на Большую Морскую. 
Арку увидим. Скажите какую? 
Арки у нас есть любого масштаба, 
Но главная – в здании..  (Главного штаба)

- Как называются соборы? (слайд 13) Исаакиевский, Казанский

-Назовите самый большой музей русского искусства? (слайд 14) Русский музей

- Самый первый музей С-Петербурга? (слайд 15) Кунсткамера

- Назовите достопримечательности. Что украшает шпиль Петропавловской крепости, шпиль Адмиралтейства? (слайд 16)

- Почему С-Петербург называют Северной Венецией? Кто может сказать, сколько мостов в городе? (342)

- Назовите мосты? (Аничков, Синий, Дворцовый) (слайд 17, 18, 19, 20, 21)

- Какие вы можете назвать достопримечательности, о которых мы с вами не говорили сегодня?

- Что не относится к достопримечательностям С-Петербурга? (слайд 22)

- Найди лишнее слово. (слайд 23)

4. Санкт-Петербург, путешествие в будущее

  - Санкт – Петербург – это открытый европейский город, открытый для всех, кто в нём желает жить и работать.

Ребята, о чём мы с вами ещё не сказали ни слова? (путешествие в будущее)

- А что такое будущее?

Будущее – это часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но произойдут.

- «Моё будущее». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова? (ответы уч-ся)

-Да, это ваши фантазии, наши мечты. Но мы сегодня говорим с вами о будущем города, нашей малой родины – С-Пб. Наверное, мы тоже могли бы дать волю своей фантазии и описать город, как в сказке или фантастическом кинофильме. Возможно, когда-то эти фантазии и воплотятся в реальность. Но давайте попробуем посмотреть немного реалистичнее.

-Скажите, как обычно называют С-Пб гости нашего города? (Северная столица, архитектурный шедевр, музей под открытым небом).

- Ребята, скажите, а вы смогли бы жить в музее? Как вам кажется,была бы эта жизнь достаточно комфортной для вас?

    - Что такое комфорт? Почему говорят, что Санкт-Петербург комфортный город?

- А как вы думаете, что можно сделать, чтобы город стал ещё лучше? Какие проблемы нужно решить сегодня, чтобы город рос и расцветал? Кто может помочь городу обрести будущее? Каким должен быть настоящий петербурженец?

-Как, сохранив статус «Города- музея», превратить Петербург в «место, удобное для жизни»?

- Какие проблемы нужно решить сегодня, чтобы город рос и расцветал?

1. Сделать Петербург удобным для передвижения (строительство новых станций метро, дорог, мостов, строительство велодорожек, изменение качества дорожного покрытия и пр.)

2. Обеспечить жителей качественным жильём (строительство новых кварталов, расселение коммуналок и пр.)

3. Усилить безопасность жизни в городе (изменить работу правоохранительных служб, увеличить число общественных городских пространств, где постоянно присутствуют люди и пр.)

4. Повысить качество услуг, оказываемых жителям

5. Изменить экологическую обстановку в городе («чистый и зелёный город») и т.д.

6.Сделать более доступным учреждения культуры, здравоохранения, спорта.

- Как вы думаете, кто может помочь городу обрести будущее? (ответы учеников)

    5. Рефлексия

Когда-то Пётр 1, стоя на «берегу пустынных волн», тоже устремлял свой взгляд в будущее. Он думал о том, каким должен быть город, который он хочет построить, какую роль в судьбе страны он сыграет, какие люди будут в нём жить.

Возьмите чистые листы и подумайте, что вы хотите увидеть в нашем городе к 2030 году.

Вы можете нарисовать постройки будущего: музеи, школы, парки, памятники, жилые постройки, транспорт и т.д.

Самое главное, оформите свою работу красиво, чтобы мы могли устроить выставку у нас в классе.