Конспект внеурочного занятия курса «Школа развития речи»

по теме: "Пословицы недаром молвятся!"

Цель: познакомить учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами.

Задачи:

• Формировать понятия о пословице как фольклорных жанрах.

• Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.

• Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.

• Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.

• Знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов.

• Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.

• Формировать умение командной работы.

Ход занятия

Дети делятся по парам. Каждая пара занимает свое рабочее место.

Учитель: Дорогие ребята! Наше занятие я хочу начать с загадки.

Вам выражения знакомы:

Про первый блин, что вечно комом,

Про сор, что из избы несут…

Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Слайд 1

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни – верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Кто догfдался , о чем мы сегодня будем говорить?(ответы детей)

Слайд 2

"Пословицы недаром молвятся!"

Без пословиц не проживешь – точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи. Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

Слайд 3

• Пословица – всем делам помощница.

• Без пословицы не проживешь.

• Пословица вовек не сломится.

Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!» Проводится игра «Составь пословицу!» Каждая пара получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.

• пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)

• пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)

• строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.) Слайд 4

Учитель: Что же такое пословица? Попросим помощь у родителей. Родители отвечают.

Слайд 5

Пословица – это краткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь практическое поучение.

Пословица учит, как надо жить, как обходиться с людьми, как надо относиться к труду, к своему отечеству.

Пословица величает труд и тружеников, порицает лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность богатых, заступается за бедных, учит верить в добро, справедливость, правду, уважать науку, просвещение и книгу. Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения, служили для размышлений.

Проводится игра «Загадки, загаданные пословицами». Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.)

Лапки её мягки, да когти остры.

Она спит, а мышей видит.

Доброе слово и ей приятно. (Кошка)

 

И она помнит, кто ее кормит.

Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.

Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)

 

Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)

Слайд 6

Учитель: Если бы собрать все до единой пословицы одного только русского народа, то образовалась бы огромная многотомная энциклопедия народной мудрости, завещанной нам веками.

Слайд 7

Знаменитый собиратель русских народных пословиц Владимир Иванович Даль потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц, и все же его сборник пословиц считается далеко неполным.

Проводится игра «Живые буквы» – тема «Пословица». Пары составляют из букв исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова – слова-ответы на вопросы.

Вам буквы выданы не зря,

Несложен их секрет.

Из них составьте вы, друзья,

На мой вопрос ответ!

 

1. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. слово

2. Когда она есть, ума не надо. сила

3. Им лучше в грязь не ударять. лицо

4. Кто и во сне кур считает? лиса

5. Паршивая, она все стадо портит. овца

Слайд 8

 

Чтецы-дети

Слайд 9

 

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно

Примеры тут можно найти без труда:

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж «не мало воды утекло».

О смелом мы вправе сказать наперед,

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».

А гуси и утки сухие всегда,

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою, ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».

Лентяй отдыхает, а время идет,

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай».

Работать впустую.

Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом».

Стихи я пишу не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

 

Учитель: Пословицы стали возникать еще до появления письменности. В России они были известны свыше тысячи лет назад.

Проводится игра «Азбука – к мудрости ступенька». Ребятам предлагается по парам заменить предложения пословицей.(по карточке в таблице)

Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)

Для учения нет старости. (Грамоте учиться всегда пригодится.)

Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень учения горек, а плод его сладок.)

Слайд 10

Проводится игра «Пословицы – мудрость народов». Детям предлагается к русской пословице подобрать подходящие по смыслу пословицы народов мира-к любой.(На карточке все пословицы)

«У семи нянек дитя без глазу»

«Сапожник всегда без сапог»

• Много поваров плохой суп варят. (английская пословица)

• В доме, где много петухов, поздно наступает утро. (турецкая пословица)

• Дверь плотника всегда сломана. (арабская пословица) •

Красильщик в некрашеных шароварах ходит. (японская пословица)

Проводится игра «Мыслей и речи украшение».

Слайд 11

На доске подсказка: два зайца, кот, пара сапог, ложка. Задание по парам: Расшифруйте поговорки и объясните их смысл.

• *б*ть дв*х *ай*ев. (Убить двух зайцев.)

• К*п*ть *от* в *еш*е. (Купить кота в мешке.)

• Д*а с*п*г* *ар*. (Два сапога пара.)

• *ор*г* *ож*а к *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)

 

Учитель: Российская Императрица Екатерина II говорила: «Русские пословицы изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.

 

…Гаснет умная словесность,

Разговорная краса

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо

Не скудела в наши дни.

 

Наше занятие подошло к концу, и завершаю ее я пословицей:

Слайд 12

«Пословицы читай – себе ум набирай!»